Поиск по сайту


       



Мунк Эдвард Munch Edvard

1863, Летен - 1944, Экели, близ Осло
навеянных теми же темами ("Мадонна", 1895-1902, литография; "Поцелуй", 1902, гравюра на дереве). В 1896 Мунк возвращается в Париж и выставляет свои картины в гал. "Ар Нуво" (Стриндберг делает комментарии к ним). Художник работает над серией "Фриз жизни" (первоначально названной "Восемнадцать картин из современной жизни души"), представленной в 1897 в Салоне независимых. Картина "Танец жизни" (1899-1900, Осло, Нац. гал.) стала своеобразным резюме этой в высшей степени пессимистической концепции человеческой судьбы; влияния Югендстиля и синтетизма Гогена переплелись здесь со стилизацией, присущей гравюре. В эти годы Мунк работает также и для театра ("Пер Гюнт" Ибсена). Следствием периода нестабильности (1898-1908), когда художник жил то в Германии, то в Норвегии, то во Франции или Италии, стала нервная депрессия в 1908. Помимо графических работ, в эти годы Мунк создал несколько пейзажей, часто в давящих, тяжелых формах ("Летняя ночь на побережье", 1902, Вена, Музей истории искусств), но порой очень живых ("Танец на берегу". 1900-1902, Прага, Нац. гал.; "Пароход в порту Любека", 1907, Цюрих, Кунстхауз). С 1908 художник живет в Норвегии, а в 1916 поселяется в Экели. Фрески для университета в Осло (1909-1915), несмотря на всю амбициозность их замысла и символизм ("Альма Матер", "Гора людей"), а также офорты (1902) и картины на темы труда ("Возвращение рабочих", 1912, Осло, музей Мунка) свидетельствуют об ориентации художника на более описательное, даже реалистическое искусство. Для некоторых произведений тем нс менее характерна большая пластическая дерзость, а самоценные формы трактованы экспрессивно и абстрактно ("Дети на улице", 1910, Осло, музей Мунка). Стиль художника мало меняется и допускает порой лишь некоторую разрядку ("Бригитта Ольсен, сидящая на кровати", 1925-1928. там же). В конце жизни художник пишет патетические автопортреты, вновь задаваясь вопросами, которые поставила перед ним его собственная судьба ("Ночной странник", 1939, там же). В гравюре темы любви и смерти, женщины и влюбленной пары вдохновили его на полную мрачного эротизма, достойного Бальдунга Грина, работу "Девушка и смерть" (1894, сухая игла), на ностальгическую цветную гравюру на дереве "Встреча во вселенной" (1899), на изображение этапов жизни женщины ("Зрелость", 1920, офорт) и на менее пессимистические серии ("Укус", 1913, офорт; "К лесу", 1915, цветная гравюра на дереве). Последнее изображение поцелуя появилось в гравюре на дереве в 1943. Влияние Мунка, предтечи экспрессионизма, было особенно велико в Германии, в частности среди художников группы "Мост". Произведения Мунка представлены в Осло (Нац. гал. и музей Мунка), а также в музеях Германии (Берлин, Нац.

Дата публикации: 10-6-2010
Прочитано: 1843 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]