Поиск по сайту


       



Натуар ШарльЖозеф Natoire CharlesJoseph

1700, Ним - 1777, Кастель Гандольфо


НАТУАР

ШарльЖозеф Natoire, CharlesJoseph (1700, Ним - 1777, Кастель Гандольфо) французский художник Натуар был учеником Луи Галлоша и Фр. Лемуана. В 1721 он получил Гранпри Кор. Академии за свою картину <Маной, приносящий жертву> (Париж, Школа Изящных искусств), что дало ему возможность совершить путешествие в Рим (1724-1727). Здесь он написал картину <Изгнание торгующих из храма> (Париж, ц. СенМедар). По возвращении в Париж, он стал членом Академии (1734), представив картину <Венера у Вулкана> (Монпелье, музей Фабра; повторение - Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и начал работать над большими декоративными полотнами для церквей ( <Св. Стефан и книжники>, 1745, Ренн, Музей изящных искусств), для короля ( <Молодость и Добродетель представляют дочерей Франции>, 1734, Версаль, апартаменты королевы: <Аллегории и Музы>, 1745, Париж, Нац. библиотека. Кабинет медалей) и для частных лиц. Его большие мифологические и исторические циклы свидетельствуют о глубоком понимании художником принципов монументальной декорации (восемь полотен на темы <Истории Психеи>, 1737-1739, Париж, отель Субиз; десять полотен на темы <Истории богов>, шесть - <Истории Хлои> и четыре - <Истории Телемаха>, написанных в 1731-1740 для замка Ла Шапель; <Годфруа в Шампани>, Труа, музей). Этот декоративный характер присущ и его картонам для шпалер, сделанных им для Кор. мануфактуры Гобеленов ( <Пир Антония и Клеопатры>, Ним, Гор. музей; <Встреча Антония и Клеопатры>, Марсель, Музей изящных искусств; эскизРуан, Музей искусства и керамики) или для мануфактуры в Бове ( <История ДонКихота>, 13 картонов, 10 из которых сохранилось: однаПариж, Лувр, девятьКомпьень, музей; эта серия известна по шпалерам архиепископа Эксан-ПровансаЭкс-анПрованс, Музей гобеленов и старой мебели). Незадолго до своего второго отъезда в Рим Натуар украшает капеллу детского приюта в Париже, которая была разрушена в конце XIX в., но известна по гравюрам Фессара. Иллюзионистская декорация Натуара поражает своей виртуозностью и доказывает, что великая традиция барочных плафоновобманок была представлена во Франции XVIII в. не только <Апофеозом Геркулеса> Лемуана (Версаль). В 1751 Натуар возглавил Французскую Академию в Риме. С этого времени он полностью посвятил себя педагогике и практически перестал заниматься живописью ( <Апофеоз св. Людовика>, 1756, Рим, ц. СанЛуиджи деи Франчезе; эскизБрест, музей). Тем не менее он написал множество видов Рима и окрестностей (Париж, Лувр; Оксфорд, музей Ашмола; Вена, Альбертина; Лондон, Британский музей; Дармштадт, музей; Монпелье, музей Атжера; Флоренция, Уффици; НьюЙорк, музей Метрополитен; Эдинбург, Нац. гал. Шотландии). Эти пейзажи благодаря своей непосредственности входят в число лучших пейзажей XVIII столетия и являются одним из источников (часто забываемым) вдохновения Юбера Робера. В 1775 на посту директора Академии его сменил Вьен, и Натуар уехал в Кастель Гандольфо, где спустя два года умер.

Дата публикации: 17-5-2010
Прочитано: 1260 раз