Поиск по сайту


       



Натье ЖанМарк Nattier JeanMarc

1685, Париж - 1766, там же
Натье ЖанМарк Nattier JeanMarc



НАТЬЕ

ЖанМарк Nattier, JeanMarc (1685, Париж - 1766, там же) французский художник ЖанМарк Натье был сыном художника-портретиста, члена Кор. Академии, Марка Натье, и младшим братом ЖанаБатиста Натье, исторического живописца, члена Кор. Академии с 1712 ( <Иосиф и жена Пентефрия>, СанктПетербург, Гос. Эрмитаж). ЖанаМарка заметил Людовик XIV, заказав ему рисунок для гравюры на тему <Истории Марии Медичи> (1700-1710). Затем художник работал для Петра 1 в Голландии и Париже (1717). В 1718 он был принят в Кор. Академию ( <Персей обращает Финея в камень>, Тур, Музей изящных искусств). В 1721 вместе с Ватто он исполнил портреты короля и регента для Кроза. Вместе с Ж.-Б. Массе он работал над гравюрами по мотивам декора Большой гал. в Версале (1723-1753). Натье очень рано стал специализироваться на портрете; его первые работы напоминают работы Жана Pay, с их игрой светотени, с иллюзорными переливами тканей, но более уверенным рисунком ( <Портрет мадемуазель де Ламбеск в виде Минервы>, 1732, Париж, Лувр). Вскоре Натье стал любимым художником герцога Орлеанского, работая над декором Тампля (1734-1748), главным настоятелем которого был ЖанФилипп Орлеанский. В 1740-х Натье получил серию заказов; среди них были портреты двух младших сестер графини де Майи, любовницы Людовика XV ( <Портрет мадам де Флавакур и мадам де Ла Турнель>; повторениеМарсель, Музей изящных искусств), которые имели при дворе большой успех и стали для художника своеобразным пропуском в Версаль. С этого времени Натье становится художником королевской семьи ( <Портрет Марии Лещинской>, 1748, Версаль, музей); он пишет портреты принцесс ( <Портрет принцессы Генриетты в виде Флоры>, 1742, там же; <Портрет принцессы Аделаиды в виде Дианы>, 1745, там же), аллегорические портреты принцесс, исполненные по заказу Дофина (1751, СанПаулу, музей). Натье легче передавал величественный характер задрапированных в бархат фигур Риго и, будучи одним из самых блестящих портретистов своей эпохи, придавал всем своим моделям излишне женственную мягкость, порой не избегая лести. Особенно это касается мужских фигур, которые отличались утонченностью моделировки лиц, избытком шелков и декоративных элементов. Несмотря на эту парадность, Натье привлекает внимание своей глубокой чувственностью по отношению к человеческому лицу: не величие придворного или члена королевской семьи, а мягкость, элегантность и разнообразие оттенков меланхолии выражают идеал общества, в котором роль женщины становится все более значимой в языке портретов Грёза и ВижеЛебрен. Среди лучших портретов Натье можно назвать портреты командора Мальтийского ордена (1739), графини Тессен (1741), герцогини де Шольне в виде Гебы (1744), мадам де Сомбреваль в виде Эрато (1746; всеПариж, Лувр); принцессы Луизы, принцессы Виктории (1748), Изабеллы Пармской (1752), принцессы Генриетты за альтом (1754), герцога Бургундского (1754), <Автопортрет с семьей> (1761; всеВерсаль, музей дворца); портреты мадемуазель де Клермон и принцесс Конде (обаШантийи, музей Конде); Ж.-Б. Луи Грессе (Амьен, Музей изящных искусств); маркизы д'Антен (1738, Париж, музей ЖакмарАндре); Л. Токке (1762, Копенгаген, Кор. Академия); маркизы де Брогли (1742) и герцогини Орлеанской в

Дата публикации: 18-5-2010
Прочитано: 1384 раз
-  1  -
 1  | 2[>]