Поиск по сайту


       



Ньюман Барнетт Newman Bamett

1905, НьюЙорк - 1970, там же


НЬЮМАН

Барнетт Newman, Bamett (1905, НьюЙорк - 1970, там же) американский художник Ньюман является одним из ведущих представителей американского послевоенного искусства. Наряду с Ротко и Стиллом, он представляет часть ньюйоркской школы, враждебно настроенную по отношению к живописи действия. До 1960 он играл довольно скромную роль. Однако строгие формы и широкие поверхности Ньюмана оказали особенно заметное влияние на Луиса и, особенно, Ноланда, для которых главной проблемой были вертикальные поля цвета и их расположение в пространстве. В 1955 в статье <Живописи американского типа>, опубликованной в журнале , Клемент Гринберг использовал выражение , которым подчеркивал разницу между чувственной абстракцией Поллока, Де Кунинга и Горки и плоскими, вибрирующими и многозначными поверхностями Ньюмана: <Границы больших полотен Ньюмана, - писал он, - играют ту же роль, что и внутренние линии форм. Они делят, но ничего не разделяют, не замыкают и не изолируют. Они устанавливают границы, но ничего не ограничивают>. Главные черты стиля Ньюмана определились между в 1946-1948. Рисунок мелом без названия (собрание Б. Г. Фридмана) является одним из самых первых произведений, в которых плоскости ориентированы вертикально, а центральный мотив разделяет пространство и одновременно объединяет его в единое целое. (1948) - первая живописная работа, в которой ясно выразилось направление поисков: большая оранжевая лента, проходящая не по центру картины, создает эффект постоянного динамизма. Затем художник начал работать в большом формате и в ярких тонах, так, что вертикальные цветовые поля приобрели рельефность и их протяженность в пространстве полностью поглотила внимание зрителей ( <Абрахам>, 1949, НьюЙорк, Музей современного искусства). Так был нарушен примитивный прямоугольник картины. Вписанное в прямоугольник вертикальное деление стало следующим фактором между частями; оно подтверждает внутри плоскости первоначальную схему: каждая часть картины находится в другой в отношениях формальной аналогии, так же, как и вся картина соотносится со стеной ( <Кто боится красного, желтого, синего?>, 1966-1967, Амстердам, Гор. музей). Но нельзя рассматривать это направление с чисто формальной точки зрения. Сам художник считает свои работы почти символичными. Как и у других мастеров того поколения, названия его картин часто метафоричны и многозначны, одновременно интеллектуальны и поэтичны. (по крайней мере шесть картин носят это название) отражает гармонию, совокупность, полноту. Биограф художника Томас Хесс замечает, что в английском языке не существует слова , оно происходит от , что означает <искупление>. Другие названия также стремятся выразить глубокое значение: <Альянс>, <Абрахам>, <Согласие>, <Кафедра>. Чаще всего в названиях картин Ньюмана встречаются отголоски библейских тем. В 1966 Лоренс Эллоуэй организовал выставку в музее Соломона Гуггенхейма в НьюЙор- ке под названием <Крестный путь>. Она развеяла последние сомнения даже у тех художников, которые ценили в Ньюмане технические качества (яркость цвета, большой формат), а не истинный, метафизический смысл его творчества: <Мастерскаяэто святилище>, - заявлял художник. Последние работы Ньюманакомпози- ции в форме равнобедренного треугольника. Кроме того, художник работал и над скульптурой,

Дата публикации: 8-8-2010
Прочитано: 1249 раз
-  1  -
 1  | 2[>]