Поиск по сайту


       



0'кифф Джорджия O'Keeffe Georgia

1887, СанПрейри, Висконсин - 1986, Санта-Фе
0'КИФФ Джорджия O'Keeffe, Georgia (1887, СанПрейри, Висконсин - 1986, Санта-Фе) американская художница Ученица Уильяма Чейза и Артура Доу, 0'Кифф быстро отошла от академизма и подражания европейским художникам. В 1916 в маленьком техасском городке, где художница изучала восточный метод чернобелого рисунка, она познакомилась с ньюйоркским фотографом и маршаном Штиглицем, который в том же году выставил несколько ее эскизов углем в своей гал. <291>. Штиглиц становится ее другом и вскоре мужем; 0'Клфф будет моделью его лучших фотографий. Пространство ее картин вскоре заполняется гигантскими цветами на первом планеэтот прием был наверняка заимствован из творчества ее мужа, хотя сама художница это отрицает. Благодаря этому приему, она не отходит от реальности, но лишь трактует обособленный предмет символически ( <Черное пятно № 2>, 1919, Буффало, собрание Левик; <Черный ирис>, 1926, НьюЙорк, музей Метрополитен). Ее глубоко тронули пейзажи НьюМексико, где художница обосновалась в 1940, но изображая унылые и бесконечные холмы она всегда придает им некий мистический смысл, выраженный пластически. Так, в картине <Черный крест> (1929, Чикаго, Художественный институт) пространство ассиметрично разделено исполинским индейским крестом на <первом плане>. Как и у прецизионистов, одной из ее излюбленных тем становится город и его небоскребы ( <Ночь в НьюЙорке>, 1929). Вместе с тем тогда же 0'Кифф пишет одно из своих самых замечательных полотен (1929, НьюЙорк, Музей современного искусства) - здесь впервые предметокно - переносится на полотно буквально, фронтально и в соответствии с осевой симметрией. Строя строгие прямоугольные планы, художница уже ставит проблему самой картинной плоскости, проблему, решить которую предстоит послевоенному поколению. После большой ретроспективной выставки в Художественном институте в Чикаго (1943), творчество 0'Кифф развивается несколько в другом направлении: обращение к реальному миру теперь перестает быть исключительным, в него вторгаются и чистые геометрические формы ( <Внутренний дворик с облаком>, 1956, Милуоки, Художественный центр).

Дата публикации: 7-6-2010
Прочитано: 1206 раз