Поиск по сайту


       



Орлей Баренд ван Orley Barend van

ок. 1488, Брюссель - 1541, там же
Орлей Баренд ван Orley Barend van



ОРЛЕЙ

Баренд ван Orley, Barend van (ок. 1488, Брюссель - 1541, там же) нидерландский художник Орлей учился у своего отца, Валантена ван Орлея, который работал сначала в Брюсселе, а затем в Антверпене. В 1515 он поступает на службу к Маргарите Австрийской, а в 1518 наследует от Якопо де Барбари место придворного живописца. Именно в этой должности он написал множество портретов императорской семьи и придворных. В 1520 он знакомится с Дюрером, во время поездки последнего в Нидерланды. В 1527 художник и некоторые члены его семьи были вовлечены в процесс против брюссельских мастеров, помогавших реформатору Якову ван дер Элсту. Орлей впадает в немилость, но после смерти Маргариты Австрийской новая правительница Нидерландов, Мария Венгерская, возвращает его на службу. Хотя Орлей был одной из ведущих фигур в брабантской живописи первой половины XVI в., его популярность, как и слава Франса Флориса, кажется преувеличенной его современниками. Безусловно, он был плодовитым художником и замечательным декоратором и ввел новые ренессансные концепции в брюссельскую живопись, развивавшуюся тогда в запоздалой стилистике Рогира ван дер Вейдена. И все же он был традиционалистом, поскольку новизна его искусства, основанная на заимствованиях у итальянцев, заключалась только во внешних эффектах: свободное движение, декоративность, изысканные позы, продуманные ракурсы. Орлей не сумел кардинально обновить средневековое искусство, ибо он так до конца и не понял истинные ценности Ренессанса. Его увлечение итальянской живописью не является, вероятно, следствием путешествия в Италию, но, скорее, появилось косвенным путемпри общении с людьми и художниками, которые, как Якопо де Барбари, восхищались античностью и итальянским Возрождением. Кроме того, не следует недооценивать роль рисунков и гравюр известных итальянских мастеровони были тогда широко распространены в Нидерландах. Традиционные корни искусства ван Орлея проявились в полной мере в ранних произведениях мастера, для которых характерна повествовательность, неопределенность композиционного построения, неуверенность в фактуре и фантастичность архитектурного декора, близкого маньеристам 1520-х. Примером этому служит <Триптих св. Фомы и св. Матфея>, предназначенный для капеллы столяров и каменщиков в Брюсселе; его центральная часть с монограммой и гербом художника находится в Вене (Музей истории искусств), а створки - в Брюсселе (Кор. музей изящных искусств). Но особенно важен портрет Георга ван Зелле (1519, там же), врача Карла V. В этой картине проявилась уже новая концепция портрета XVI в. Герой изображен почти в анфас в своей повседневной обстановке. Теплые и напряженные тона напоминают еще нидерландских <примитивов> XV в., но композиционное решение уже совершенно иное. Согласно документам, в 1520 Орлей получил плату за <Алтарь Креста>, исполненный для ц. в Фюрнесе. Ему принадлежат, возможно, две створки (Турин, гал. Сабауда, и Брюссель, Кор. музей изящных искусств), но его

Дата публикации: 21-8-2010
Прочитано: 1160 раз
-  1  -
 1  | 2[>]