Поиск по сайту


       



Орфизм

Официальное крещение орфизма произошло на Салоне независимых в 1913.
Орфизм



ОРФИЗМ

Orphisme Официальное <крещение> орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. Так, критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне: <...заметим для будущих историков, что в 1913 родилась новая школа, орфизм...> ( , Париж, 19 марта 1913). Ему вторил другой критик, Андре Варно: <Салон 1913 был отмечен рождением новой школы, орфической школы> ( , Париж, 18 марта 1913). Наконец, Гийом Аполлинер подкрепил это утверждение, воскликнув, не без гордости: <Это орфизм. Вот впервые проявилось это направление, которое было мною предсказано> ( , Париж, приложение к №3, 18 марта 1913). Действительно, термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции, посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. Что он имел в виду? Кажется, он и сам этого не знал. Более того, не знал, как определить границы этого нового направления. На самом деле, путаница, царящая и поныне, произошла изза того, что Аполлинер неосознанно спутал две проблемы, взаимосвязанные, конечно же, но прежде чем пытаться соединить их, ему следовало подчеркнуть их различия. С одной стороны, создание Делоне живописных выразительных средств, полностью основанных на цвете, а с другой, расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений. После разрыва с Мари Лорансен в конце лета 1912, Аполлинер искал приюта у семьи Делоне, которые приняли его с дружеским пониманием в своей мастерской на улице ГранОгюстен. Как раз этим летом Робер Делоне и его жена испытали глубокую эстетическую эволюцию, приведшую к тому, что позже он назвал <деструктивным периодом> - живопись, основанная исключительно на конструктивных и пространственно-временных качествах цветовых контрастов. Аполлинер, таким образом, стал главным свидетелем этой эволюции и обсуждал ее в пространных беседах с хозяевами. Убежденный в обоснованности их идей, более того, обрадованный тому, что должен первым приподнести их общественности, он занимает этими проблемами своих читателей в статье, опубликованной в газете (14 октября 1912), и публикует важный текст Делоне <Реальность, чистая живопись> в (декабрь 1912) и в немецком журнале (декабрь 1912). Заметим, что в этих текстах речь идет не об орфизме, а о <чистой живописи>, выражение, введенное самим Делоне, который, несмотря на дружбу с Аполлинером, так и не оценил его термина как не отражавшего его истинных намерений. <То, что Аполлинер говорил об орфизме, больше относится к литературе>, - написал он позже (письмо С. Халперту, 1924, приведено в книге , Париж, 1957). Серия <Окна>, созданная зимой 1912-1913, настолько вдохновила Аполлинера, что он написал одну из самых красивых своих поэм ( <Окна>: ), которая была напечатана в каталоге выставки Делоне в гал. <Штурм> в Берлине (январь 1913). На самом деле, термин <орфизм> впервые появился в статье Аполлинера , напечатанной в феврале 1913 в журнале (№ 148-149). Она и положила начало путанице. Уже в начале Аполлинер подчеркивает, что две новые живописные тенденции, показавшиеся ему наиболее важными, это <с одной стороны, кубизм Пикассо, а с другойорфизм Делоне>. Это утверждение, как и любое эстетическое суждение, может казаться спорным, но оно и сегодня остается совершенно резонным и обоснованным. К сожалению, Аполлинер затем приводит список художников, испытавших на себе влияние этих двух великих художников. Но если

Дата публикации: 9-8-2010
Прочитано: 1524 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]