Поиск по сайту


       



Орфизм

Официальное крещение орфизма произошло на Салоне независимых в 1913.
список последователей Пикассо вполне логичен (Брак, Метсенже, Глез, Грис и - кто знает, почемуМари Лорансен), то список последователей Делонеэто плод чистой фантазии, поскольку в него включены одновременно Леже, Пикабиа, Мари Лорансен, Марсель Дюшан и в ГерманииКандинский, Марк, Мейднер, Макке, Явленский, Мюнтер и Фрейндлих, не говоря уже об итальянских футуристах, оказавшихся последователями художника, которого они резко отвергали. Безусловно, Марк и Макке испытали сильное влияние Делоне; было заманчиво включить в этот список и таких колористов, как Леже и Пикабиа, хотя они следовали совершенно особыми путями, отличными от Делоне. Но вот подверстывать сюда Дюшана, Кандинского и футуристов было, по меньшей мере, досадным просчетом. Повидимому, идеи Аполлинера вовсе не иссякли на этом, потому как в 1913 этот список испытал значительные изменения. Помимо Делоне, он включает в него Леже, американца Брюса (который действительно был последователем Делоне), Мари Лорансен и с определенной осторожностью Глеза и Метсенже , 18 марта 1913). Но в , вышедшей в тот же день, наряду с Леже и Мари Лорансен он называет Пикабиа и <туманно орфическую живопись Моргана Рассела>. 25 марта ( ) он перечисляет Делоне, Леже и Пикабиа, а затемне уточняя, считает ли он их в самом деле орфистами, - Мари Лорансен, Метсенже, ЛюкаАльбера Моро, Лафресне, венгра Соботку и Шагала. В книге <Художникикубисты> (Париж, 1913) он называет Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. Наконец, в ноябре 1913, подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине ( , № 18), он говорит в заключение о Делоне и его жене, затем воздает должное Глезу, Кандинскому, Леже, Метсенже, Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом: <...это историческая выставка, и если орфизм впервые появился в Салоне независимых, то здесь мы стали свидетелями первого Салона орфизма>. В действительности, этот термин, обозначавший сначала только живопись Делоне, распространился благодаря Аполлинеру на весь авангард, за исключением ортодоксального кубизма Пикассо. С этой точки зрения, выражение <четвертованный кубизм>, которое он также иногда употреблял, было, безусловно, менее пагубным, так как оно не вносило путаницы. Понимая, что Аполлинер был в дружеских отношениях со всеми передовыми художниками того времени и фактически официальным глашатаем кубизма, большинство других критиков слепо последовало за ним и принялось рассуждать об орфизме как о движении, занесенном в каталоги. Когда перечитываешь их отчеты о Салоне независимых 1913, замечаешь, что всюду термин употребляется только по отношению к участникам зала 45, где находилась большая картина Делоне <Команда Кардиффа> (1912-1913, Париж, Гор. музей современного искусства). Потомуто все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. Некоторые критики, правда, не относили к орфистам, по меньшей мере, трех художников, экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса, Моргана Рассела (создателя, вместе со Стентоном МакдональдРайтом

Дата публикации: 9-8-2010
Прочитано: 1592 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]