Поиск по сайту


       



Остаде Адриан ван Ostade Adriaen van

1610, Харлем - 1684, там же


ОСТАДЕ

Адриан ван Ostade, Adriaen van (1610, Харлем - 1684, там же) голландский художник Мастер жанра и крестьянских сцен, Остаде создал также ряд портретов. Очень изысканны и его акварели и гравюры. Он исполнил более 300 картин, чаще всего небольших по размерам и написанных на дереве. По свидетельству Хаубракена, около 1627 Остаде поступил в мастерскую Франца Халса, где учился тогда А. Браувер. Если влияние Халса почти не заметно в его творчестве, то пример Браувера, напротив, явился определяющим для творчества художника, который стал в Голландии выдающимся художником <бедняков> ( <Ферма>, Копенгаген, Гос. художественный музей; <В кабачке>, 1631, Париж, Лувр; <Крестьяне в кабачке>, Гаага, Маурицхёйс; <Драка>, 1637, СанктПе- тербург, Гос. Эрмитаж). Его первые произведения, написанные в простой цветовой гамме и наполненные реалистичными персонажами, непосредственно вдохновлены манерой и сюжетами Браувера. В 1634 Остаде вступил в гильдию живописцев Харлема и в 1662 стал ее старшиной. До самой смерти он почти не покидал Харлем, за исключением краткой поездки в Амстердам в 1657, где он женился. Около 1640 его стиль меняется, что связано с влиянием светотени Рембрандта. Теперь он предпочитает светлые тона, пронизанные ярким светом и подчеркнутые игрой полутонов ( <Мастерская>, Амстердам, Гос. музей; <В школе>, 1641, Париж, Лувр; <Крестьянский дом>, Брюссель, собрание Т. Медденса; <Странствующий музыкант>, 1648, СанктПетер- бург, Гос. Эрмитаж). Палитра художника отличается холодными желтыми тонами, иногда коричневыми, или какимито необыкновенными <золотисто-зелеными>, а также богатой гаммой прозрачных синих и оранжевых с розовыми, сиреневыми и коричневыми оттенками ( <Драка крестьян>, Мюнхен, Старая пинакотека; <Веселые пьяницы>, Гаага, Маурицхёйс; <Сельский концерт>, ок. 1650, СанктПе- тербург, Гос. Эрмитаж; <Постоялый двор>, 1653, Лондон, Нац. гал.). Два <Семейных портрета> (1654, Париж, Лувр, и Гаага, музей Бредиуса), написанные в черных и коричневых тонах, лишены всякой фантазии, живости, но и вульгарности, в которую художник иногда впадает. Примерно с 1660 Остаде постепенно приглушает светотень, а формы становятся более мощными и утонченными. В этот последний период были созданы такие картины, как <Алхимик> (1661, Лондон, Нац. гал.), <Голландский кабачок> (1663, Брюссель, Кор. музей изящных искусств), <Крестьяне на постоялом дворе> (Гаага, Маурицхёйс), которые близки произведениям Стена и Метсю. Остаде еще более удаляется от брауверовской выразительности в картинах <Живописец в мастерской> (1663, Дрезден, Картинная гал.), <Постоялый двор> (Лондон, Бэкингемский дворец) и <Отдых путешественника> (1671, Амстердам, Гос. музей). Жизнерадостность и веселая атмосфера в знаменитой картине <Деревенский скрипач> (1673, Гаага, Маурицхёйс) будут восприняты его многочисленными учениками и подражателями, такими, как Корнелис Дусарт, который завершил несколько его картин, Корнелис Бега, М. ван Мюсхер и Рихард Бракенбург. Произведения Остаде были особенно высоко оценены в XVIII в., когда его имя ставили в один ряд с именем Рембрандта; его известность продолжалась и в XIX в.

Дата публикации: 27-5-2010
Прочитано: 1612 раз