Поиск по сайту


       



Паоло Венециано Paolo Venevano

до 1300, Венеция - 1358/1362, там же


ПАОЛО ВЕНЕЦИАНО

Paolo Venevano (до 1300, Венеция - 1358/1362, там же) итальянский художник Этот художник, игравший одну из ведущих ролей в искусстве первой половины XIV в. в Венеции и стоявший у истоков венецианской живописи, был личностью оригинальной, сложной и во многих отношениях противоречивой. Характерные особенности многих его работ, которые, несмотря на разные мнения, принадлежат все же к раннему этапу деятельности мастера, доказывают, что ярко выраженный византинизм Паолосвязанный с расцветом <греческой манеры>, проникшей в Венецию в первой половине века вместе с высокой культурой Палеологов и в течение длительного времени рассматривавшийся как отличительная черта <мастера Паоло> - в действительности появился лишь в более зрелый период его творчества. Таким образом, первые шаги художника были отмечены более <западными> стилистическими формами, в которых отразились художественные новаторства Джотто, но переработанные впоследствии школой Римини, и которым присуще особое пластическое и декоративное чувство, восходящее к романскому искусству. Эти формы, едва заметные в живописных частях резного алтаря ц. СанДонато в Мурано (1310), ясно проявлены в алтарном образе <История блаженного Льва Бембо> (1321, ныне - ц. СанБьяджо в Диньяно). Оживленные энергичной моделировкой, вибрирующим колоритом, отличающиеся острой наблюдательностью и довольно удачными перспективными поисками, композиции алтаря в полной мере демонстрируют эту <западную> стилистику. Затем искусство Паоло входит в эклектическую фазу, проникнутую духом как Запада, так и Востока. Этот период отмечен такими работами, как <Коронование Марии> (1324, Вашингтон, Нац. гал.), створки триптиха св. Клары с изображением святых (1328-1330, Триест, пинакотека), <Мадонна с донаторами> (Венеция, гал. Академии), в которой, наряду с чисто византийским схематизмом, встречаются и элементы готического стиля, такие, как линейный ритм и широкая, монументальная манера изображения, а также <Алтарь св. Лючии> (Велья, епископство), где византийские мотивы трактованы более динамично и описательно. Лишь в начале четвертого десятилетия XIV в. Паоло освобождается от этого <романизированного византинизма> (по выражению Паллуккини). Его первая подписная работа, датируемая 1333, - <Успение Марии> (центральная часть полиптиха, который прежде находился в ц. СанВин- ченцо в Венеции и фрагмент которого хранится сейчас в Городском музее Виченцы) - указывает на окончательное приобщение художника к неогреческому искусству Палеологов. В этом произведении, еще недавно считавшемся исследователями единственной зрелой работой мастера, византийские формулы не исключают, однако, некоторой манерности и изысканной выразительности в строгих лицах, что свойственно готическому стилю. Те же черты присущи и серии маленьких портативных полиптихов, изготовленных, вероятно, мастерской Паоло (Парма, Нац. гал.; Вустер, Художественный музей; Вашингтон, Нац. гал.; Авиньон, Пти Пале), а также более значительному полиптиху из Тбилисского музея, относящемуся, скорее всего, к 1340-м. Еще одной важной работой художника является <Богоматерь с младенцем> (1340,

Дата публикации: 27-5-2010
Прочитано: 954 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]