Поиск по сайту


       



Паоло Венециано Paolo Venevano

до 1300, Венеция - 1358/1362, там же
частное собрание). Таким образом, Паоло становится одним из ведущих венецианских мастеров. О его признании свидетельствуют и официальные заказы дожа Андреа Дандоло на работы в Палаццо Дукале и базилике СанМарко. В дальнейшем Паоло часто работал со своими сыновьями. Подобное семейное сотрудничество было вообще свойственно венецианскому искусству. Первой такой работой, датированной 22 апреля 1345 и подписанной Паоло и его сыновьями Лукой и Джованни, стал алтарь , названный так, потому, что в будние дни он заменял <Пала д'0ро> СанМарко, предназначавшийся для торжественных случаев. Единство выразительных средств не позволяет распознать долю участия каждого художника в создании этого произведения. Возможно, великолепные <Сцены из жизни св. Марка>, написанные в эмилианском вкусе и своим обильным использованием архитектурных элементов контрастирующие с византийским консерватизмом других частей алтаря, были исполнены одним из сыновей Паоло. Но эта гипотеза слишком ненадежна, поскольку уже ранние работы самого Паоло представляли собой аналогичные решения. То же самое можно сказать и о двух панно, иллюстрирующих эпизоды из жизни св. Николая (Флоренция, Палаццо Питти, дар КонтиниБонакосси). Вероятно, эти работы являются фрагментом алтаря, исполненного Паоло в 1346 для Палаццо Дукале и погибшего во время пожара 1483. В <Мадонне> из ц. в Карпинетте (1347) и трехъярусном полиптихе из ц. СанДжакомо в Болонье (что доказывает связи мастера с этим городом) явно прослеживаются готические черты. В некоторых композициях полиптиха (например, <Битва св. Георгия с драконом>) художник достигает подлинного совершенства выразительности и мастерства. Живостью повествования, типажами святых, изображенных быстрыми, взволнованными штрихами и в соответствии с иконографической схемой, ставшей традиционной для всех последующих работ Паоло, это произведение сближается с полиптихом Кьоджа, датируемым 1348 (ораторий СанМартино; при восстановлении полиптиха туда были помещены панно, происходящие из разных ансамблей). К середине века в произведениях Паоло увеличиваются черты византинизма, что свидетельствует о путешествии мастера в Константинополь. Подтверждением этой гипотезы служит также и большой <Полиптих св. Франциска и св. Клары> (Венеция, гал. Академии). Византийский ритм композиции и повосточному роскошный декор сочетаются здесь с элементами <западного> стиля и чертами болонского искусства. Этот оригинальный неовизантинизм можно видеть и в полиптихе из коллегии Пирано ( <Мадонна с младенцем и восемью святыми>, 1354; прежде приписывался Мастеру из Пирано). По мере роста числа заказов художнику все чаще приходилось обращаться к более легким академическим формулам, что повлекло за собой ослабление его изобретательности. Это заметно в полиптихе из монастыря СантЭуфимия в Арбе и в полиптихе из Лувра. Но в полиптихе из СанСе- верино (пинакотека), недавно приписанном Паоло, лишенная гибкости и почти отвлеченная <греческая манера> еще выделяется на фоне готической манерности, утонченной стилизации и подчеркнутого изящества некоторых образов. Творчество ^художника завершает

Дата публикации: 27-5-2010
Прочитано: 954 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]