Поиск по сайту


       



Пинтуриккио прозвище Бернардино ди Бетто Pinturicchio Bemardino di Betto dit

1454 ? - 1513, Сиена


ПИНТУРИККИО

прозвище Бернардино ди Бетто Pinturicchio, Bemardino di Betto, dit (1454 ? - 1513, Сиена) итальянский художник Первым свидетельством о творчестве Пинтуриккио являются некоторые <Сцены из жизни св. Бернардина> (Перуджа, Нац. гал. Умбрии), исполненные в 1473, вероятно, по <идее> молодого Перуджино. Ритмизованным композициям этого мастера близки костюмы и живописные пейзажи, которые стали одной из характерных черт живописи Пинтуриккио. Это же сотрудничество заметно и в двух фресках Сикстинской капеллы в Ватикане ( <Моисей и Сепфора в Египте>, <Крещение Христа>, 1481-1483). Но здесь пейзажи Пинтуриккио, в отличие от пейзажей Перуджино, очень разнообразны, возможно благодаря знакомству художника с венецианской живописью. Пинтуриккио также приписываются пейзажи во фресках <Сцены из жизни св. Бернардина> в капелле Буфалини в ц. СантаМария ин Арачели в Риме (1486). Влияние, которое Антониаццо Романо оказал в это десятилетие на многих художников умбрийской школы, проявляется и в изображенных здесь фигурах, написанных самим художником, без помощи учеников. Более поздняя фреска <Рождество Христово> (Рим, ц. Санта-Мария дель Пополо) показывает, что художник использует гибкие классические ритмы Перуджино. Около 1492-1493 Пинтуриккио участвовал в росписях пяти залов в апартаментах Борджа в Ватикане. Здесь же работали и римские мастера, близкие Филиппино Липпи. Ансамбль поражает преизбытком орнамента, а позолоченная лепнина придает ему несколько вульгарный вид. В этом же стиле, между Филиппино Липпи и гротеском, написан алтарный образ для ц. СантаМария деи Фосси (1495, Перуза, Нац. гал. Умбрии). Фрески <Сцены из жизни Марии> в капелле Бальони ц. СантаМария Малжоре в Спелло исполнены в стиле раннего чинквеченто; в них заметно влияние флорентийского классицизма Фра Бартоломео. Особенно знамениты фрески Пинтуриккио в библиотеке Пикколомини в сиенском соборе (1504) - <Коронация папы Пия III> и <Сцены из жизни папы Пия II> - они обладают высокими декоративными качествами, но их художественные достоинства спорны. Основой для этих фресок послужили рисунки женских фигур работы Лоренцо Коста, часто употреблявшиеся в то время в майоликах, а также живописные воины из произведений молодого Содомы. Реминисценции из работ Содомы и Косты отражаются также в более поздних фресках, написанных Пинтуриккио в апсиде ц. СантаМария дель Пополо в Риме (ок. 1509; <Коронование Марии>, <Евангелисты>, <Отцы церкви>, <Сивиллы>). Вместе с тем формы здесь упрощаются, в чем сказывается влияние первых работ Рафаэля в Риме. Наиболее важным периодом в творчестве Пинтуриккио стало время его работы в Риме в последнее десятилетие кватроченто. Современник Филиппино Липпи, Пинтуриккио способствовал формированию вкуса к живописному и фантастичному искусству, нашедшему свое высшее выражение в творчестве болонца Амико Аспертини. В то же время его вкус к орнаментальности появляется иногда у раннего Рафаэля ( <Обручение Марии>, Милан, пинакотека Брера).

Дата публикации: 29-8-2010
Прочитано: 8001 раз