Поиск по сайту


       



Прюдон ПьерПоль Prud'hon PierrePaul

1758, Ключи - 1823, Париж
силуэта и тревожной экспрессией. Портреты супругов Антони, близкие портретам четы Серизиа работы Давида, с помощью игры света воссоздают более скрытую поэтичность, менее яркую, чем в ослепительных силуэтах Давида. В других картинах видна сложность живописи Прюдона: неоклассицистический художник, предтеча романтизма, связанный еще с XVIII в., он работает в различных направлениях, но все его работы отмечены свежестью и индивидуальностью, выделяющими его на фоне художественной культуры того времени. В основе его манеры лежит искусство Леонардо и Корреджо: лучи света исходят из центра изящно изогнутой фигуры ( <Венера и Адонис>, 1812, для апартаментов МарииЛуизы в Тюильри, ныне - Лондон, собрание Уоллес). Эта чарующая чувственность подчеркнута загадочным взглядом ( <Зефир, покачивающийся на водах>, 1814, Париж, Лувр) и усилена игрой светотени, лунным светом ( <Похищение Психеи>, 1808, Париж, Лувр), туманной атмосферой и резкостью теней (картины построены на оппозиции валёров), в чем Прюдон предвосхищает романтические искания ( <Правосудие и Возмездие, преследующие Преступление>, Париж, Лувр). К этому нужно добавить и ярко выраженный вкус художника к античности, рельефной композиции и классическим формам, смягченным колоритом, столь отличным от светлых тонов последователей Давида. Исключением является картина <Триумф Бонапарта> (1800, Лион, Музей изящных искусств); хотя она и представляет собой лишь эскиз, здесь чувствуется быстрая и энергичная кисть, контрасты цветов и полное отсутствие нежности, что в целом было нехарактерно для Прюдона. Желание не подражать, а возродить античность и сохранить грацию XVIII в., проявившуюся прежде всего у скульпторов ( <Любовь и Дружба>, 1793, Миннеаполис, Институт искусств), воспевание женской красоты ( <Психея и Амур>, Шантийи, музей Конце) - все это противостоит не только строгости римской живописи, но и фривольности учеников Буше. Он стремился соединить изящество и шарм с новым александрийством. Многие картины Прюдона пострадали от чрезмерного использования смолы, но сохранились великолепные рисунки, которые свидетельствуют о богатом воображении художника (Париж, Лувр; Шантийи, музей Конце). Страсть Прюдона к эскизам углем с белыми бликами на голубоватом или сером фоне позволяет ему достичь эффекта серебристого света, прекрасно выражающего мелодию гибких форм с расплывчатыми контурами. Этюды обнаженных женщин и мужчин (более 300 листов) широко известны, но не следует забывать и многочисленные подготовительные рисунки к таким картинам, как портрет императрицы Жозефины в парке Мальмезон. Благодаря рисункам, мы можем оценить и талант Прюдонадекоратора - наброски плафонов, стенных и праздничных росписей, эскизы медалей, вставных колонн, мебели. Для украшения одного из залов Сорбонны он пишет <Бессмертие> (большой рисунокШантийи, музей Конде), предвосхищающее творчество Энгра. По случаю коронования Наполеона, заключения Тильзитского мира и свадьбы Наполеона и МарииЛуизы Прюдону заказывают серию украшений, от которых сохранились несколько рисунков и два эскиза (среди них и <Свадьба Геракла и Гебы>). По заказу города Парижа

Дата публикации: 27-6-2010
Прочитано: 1943 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]