Поиск по сайту


       



Пюви ДЕ Шаванн Пьер Puvis de Chavannes Pierre

1824, Лион - 1898, Париж
картины для лионского музея, Сорбонны и Пантеона. В картине <Священная роща, возлюбленная искусствами и музами>, заказанной в 1873 городом Лионом для Дворца искусств, Пюви де Шаванн выразил свои самые глубокие интенции: нежные музы поверяют поэту и художнику возвышенные тайны души. Художник дополнил эту аллегорию меланхоличным <Видением античности> и <Христианским вдохновением>, в которых отдал дань Фра Анджелико. В картинах для большого амфитеатра Сорбонны ( <Науки и искусства>) он развивает тему культуры, которой посвящено и панно для руанского музея, ( <Между искусством и природой>, 1890). Ритмическая сбалансированность композиции и строгая красота фигур делают это произведение настоящим шедевром мастера. Но вершиной его творчества стала <История св. Женевьевы>, заказанная в 1854 для Пантеона. В этих трех произведениях художник достиг спокойной торжественности и простой грации, благодаря которым он считается одним из величайших художниковдеко- раторов конца XIX в. Пюви де Шаванн был и прекрасным пейзажистом. Он вводил в свои аллегории и пасторальные идиллии виды лугов, долин и лесов, напоминающих пейзажи Ильде-Франс, холмы Пикардии и лионские туманы. На фоне пейзажа он размещал крестьян за работой, дровосека с семьей или пастуха со стадом. Здесь нет и намека на социальный реализм в духе Курбе, это скорее вергилиевское видение полевых работ. Для дома своего друга Бонна художник написал <Нежную страну> (1882, Байонна, музей). В Париже он исполнил декоративные композиции для ратуши и написал свои самые замечательные работы <Лето> (1891) и <Зима> (1891-1892). После окончания большого декоративного ансамбля для Публичной библиотеки в Бостоне художник принимает государственный заказ на продолжение <Истории св. Женевьевы> в Пантеоне. Художник был глубоко потрясен смертью своей жены. Мари Кантакюзен, которая всегда была его другом. Он ненадолго пережил ее. За несколько месяцев до смерти он закончил картину <Св. Женевьева, созерцающая Париж>, изобразив свою жену в строгой композиции в серо-голубых тонах, благородной и немного грустной. Сохранились многочисленные рисунки художника; самые крупные собрания находятся в Лувре и Пти Пале (Париж), а также в Музее изящных искусств Лиона. В основном это подготовительные рисунки к большим композициям, иногда первые наброски, иногда тщательно прописанные фигуры. Пюви де Шаванн занимался также станковой живописью. Его станковые картины часто ругали даже его поклонники, например Альберт Вольф, но, как ни парадоксально, их очень хвалил Гюисманс, который не признавал декоративных панно художника. Наряду с несколькими великолепными портретами в духе Ар Нуво ( <Портрет мадам Пюви де Шаванн>, 1883, Лион, Музей изящных искусств) он написал несколько символистских картин. <Сон> (1867, Лилль, Музей изящных искусств) и <Лето> (1873, Париж, музей Орсэ) еще не достигли простоты, свежести и наивности двух вариантов <Надежды> (Париж, музей Орсэ). В <Девушках у моря> (1879, там же) на фоне желтеющего неба и бурного океана и среди кустов вереска вырисовываются эллинские изогнутые фигуры. <Блудный сын> (1879, Цюрих, собрание Бюрля) выражает нравственную нищету человека, отказавшегося от идеала. <Бедный рыбак> (1881, Париж, музей Орсэ) считался одним из самых спорных произведений

Дата публикации: 16-7-2010
Прочитано: 1898 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]