Поиск по сайту


       



РЁйсдал Якоб ван Ruisdael Jacob van

1628-1629, Харлем - 1682, там же
искусств), где торжествует тема засохшего дерева, притягивающего белизной своей коры, а также картины из Лейпцига (Музей изобразительных искусств, 1648), Копенгагена (Гос. художественный музей, 1646), Гааги (Маурицхёйс, 1648), Кембриджа (музей Фицуильям, 1647), Вены (Собрания Академии художеств) и рисунок из музея Конде в Шантийи. За этими <приближенными> и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е. Это грандиозный стиль, требующий тщательности и проникновенности в исполнении и рисунке, утверждается в <Речном пейзаже> (1649, Эдинбург, Нац. гал. Шотландии) и достигает своего апогея в многочисленных вариантах пейзажа с замком Бентхейм (1615, собрание Бэкона; 1653, собрание Бейта). Путешествия Рёйсдала вместе с Берхемом к немецкой границе были, конечно, связаны с этим новым <благородным> и <героическим> этапом в творчестве художника. Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой. Вся голландская живопись того времениот Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжарденастремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и <возвышающей> концепции, которая близка поискам <идеального> у Клода Лоррена и Дюге. Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манерыодной из лучших манер мастера - следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога АнтонаУльриха в Брауншвейге, собрания Фрик в НьюЙорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде. В те же годы было исполнено и знаменитое <Еврейское кладбище> (Дрезден, Картинная гал.; вариантДетройт, Институт искусства) - замечательный диалог знаков смерти с элементами жизни, который увлек Гёте, мыслителя и поэта, но также и художника и наблюдателя. После 1653 датированных произведений становится все меньше, что несколько усложняет хронологию творчества Рёйсдала. Так же и манера художника меняется в зависимости от избранных им тем. В целом он стремится к более тонкому и теплому колориту. Появление марин и городских видов, которые являются лишь предлогом к передаче эффектов облачного неба, вероятно, связано с переездом художника в Амстердам. Вместе с тем его <Водопады> и <Потоки>, исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом. Однако благодаря человеческим фигурам, иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая <Мельница в Вейке> (Амстердам, Гос. музей), которая является прекрасным примером этой почти музыкальной трактовки облаков. Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам; эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка

Дата публикации: 22-8-2010
Прочитано: 1424 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]