Поиск по сайту


       



РЁйсдал Якоб ван Ruisdael Jacob van

1628-1629, Харлем - 1682, там же
РЁйсдал Якоб ван Ruisdael Jacob van

РЁЙСДАЛ Якоб ван Ruisdael, Jacob van (1628-1629, Харлем - 1682, там же). голландский художник Сын Изакса ван Рёйсдала, Якоб ван Рёйсдал подписывал свои картины уже в 1646, когда ему было 18 лет ( <Домик в роще>, СанктПетербург, Гос. Эрмитаж), что опровергает утверждение Хоубракена, согласно которому Рёйсдал совершенствовался в медицине, успешно делая операции в Амстердаме. Его учителя не известны, но можно предположить, что в Харлеме он посещал мастерскую своего дяди Саломона ван Рёйсдала. В любом случае, около 1648 он вступил в гильдию живописцев Харлема. Различные произведениярисунки и картины - свидетельствуют о его многочисленных поездках в Алкмар, Эгмонд ан Зее и к немецкой границе в Бентхейм, Ренен. Всюду он находил любимые им мотивы. Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по <романтическому> восприятию природы (каскады и гористые леса). Став гражданином Амстердама в 1659, он в 1660 дает рекомендацию Хоббеме, его ученику. Его бедность и нищета в конце жизни являются легендой, очень популярной в XIX в. В действительности же его картины ценились очень высоко, а его завещание, составленное в 1667 в пользу своего отцакоторый, зная о постоянных финансовых трудностях, и был как раз распространителем этих слухов, - свидетельствует об обеспечекности художника. Вместе с тем Рёйсдал, возможно, был хрупкого здоровья, или даже болезненным, о чем указано в первой редакции завещания 1667. В 1681 община меннонитов, к которой он принадлежал, перевезла его в приют в Харлеме, где он вскоре и умер. Ненавязчивые и тщательные по фактуре, с яркой листвой, первые произведения Рёйсдала исполнены в почти графической манере. Но уже в них появляется характерный репертуар тем, установившийся очень быстро, - дюны с несколькими деревьями, лесная дорога, болото в листве. Наряду с влиянием Саломона ван Рёйсдала (сказавшимся в причудливой графике деревьев) в его творчестве заметно и влияние отца, а также Корнелиса Врома, сохранившего память о четкой эльсхеймеровской листве, показанной в контражуре на фоне светлого неба. В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных <причуд> Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо. Помимо определяющего влияния Врома следует упомянуть и близость некоторым современным произведениям, в частности Г. Дюбуа и Яна ван дер Мера Старшего (например, картина ван дер Мера <Дорога>, 1648, Гаага, Маурицхёйс). Среди лучших работ этого периода, одновременно жесткого и точного и в то же время робкого и скрупулезного, но еще не освободившегося от некоторого поэтического очарования представленной в изобилии природы, можно назвать пейзажи, созданные в 1646-1647 (СанктПетербург, Гос. Эрмитаж; Мюнхен, Старая пинакотека), знаменитый <Куст> (Париж, Лувр) и особенно <Болото> (Будапешт. Музей изобразительных

Дата публикации: 22-8-2010
Прочитано: 1425 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]