Поиск по сайту


       



Рембрандт Харменс ван Рейн Rembrandt Harmensi van Rijn

1606, Лейден - 1669, Амстердам
история с Гертге Диркс, кормилицей Титуса: около 1643 она стала возлюбленной художника, но в 1649 оставила его, возбудив против него тяжбу, обвиняя Рембрандта в нарушении брачного обязательства. Между тем ее сменила молодая служанка, Хендрикье Стоффелс, которую тоже связывала с художником любовная связь. В течение этого десятилетия множатся картины на религиозные сюжеты, для которых характерна возрастающая замкнутость и интенсивность световых эффектов: отныне <лучезарный> свет наполняет картину, оживляет интерьеры, определяет форму, фактуру, воздействует на пастозные краски, постепенно приобретая ту силу и шероховатость, которая так повлияла на Фабрициуса и, вплоть до XIX в., на Декана. И в то же время Рембрандт все больше интересуется выражением пространства, его построением и архитектоникой. В этом просматривается воздействие итальянского искусства, вполне понятное у такого коллекционера, каким был Рембрандт, почитатель Джорджоне, Пальма и Тициана. Картина <Христос в Эммаусе> (1648, Париж, Лувр) близка Веронезе, <Девушка у окна> (1645, Лондон, Картинная гал. Далиджкол- леджа) напоминает Бассано, а величественный офорт <Три креста> (1653) сродни медитациям Мантеньи. Картина <Ночной дозор> (Амстердам, Гос. музей) датируется 1642 и восходит к блестящим 1630-м. Волнующие произведения тех лет, полные интенсивного света, теплые по колориту, предвещают настоящего Рембрандта 1640-х (знаменитое своим иллюзорным занавесом <Рождество>, 1646, Кассель, Гос. художественные собрания; <Вирсавия>, 1643, НьюЙорк, музей Метрополитен; <Поколение волхвов>, 1646, Лондон, Нац. гал., и Мюнхен, Старая пинакотека). По своим 'человеческим качествам и монументальности, а также по своему золоченому, <венецианскому> виду шедевром этого времени является <Христос в Эммаусе> (1648, Париж, Лувр). Среди гравюр тех лет замечательны по своей технической чистоте такие листы, как <Три дерева> (1643) и <Христос, исцеляющий больных> ( <Лист в сто гульденов>, 1649). В портретах художник часто использует иллюзорные эффекты (руки в портретах меннонита Ансло, 1641, БерлинДалем, музей; Агаты Бас, Лондон, Бэкингемский дворец; центральная фигура в <Ночном дозоре>; локти, положенные на балюстраду, поза, открыто взятая у Тициана, - в <Автопортрете>, Лондон, собрание Уоллес; портрете Николаса ван Бамбека, Брюссель, Кор. музей изящных искусств). В те же 1640-е утверждается характерный рембрандтовский стиль и в жанре пейзажа, трактованного в грандиозной и мечтательной манере ( <Замок>, Париж, Лувр; <Пейзаж с экипажем>, Лондон, собрание Уоллес; <Руина>, Кассель, Гос. художественные собрания), сочетающей идеальное и <литературное> видение Клода Лоррена. Апогей зрелости. В 1650-е творчество Рембрандта вошло в новый, <героический> период. В эти годы были созданы такие шедевры, как <Вирсавия> (1654, Париж, Лувр), <Благословение Иакова> (1656, Кассель, Гос. художественные собрания), <Аристотель> (1653, НьюЙорк, музей Метрополитен) и библейские фигуры в духе Микеланджело (1659, БерлинДалем, музей). Произведения 1650-х замечательны своей фактурой и техникой, в частности игрой золота и густого красного и кирпичного цветов, все более обостренной, начиная с блестящего портрета Я. Сикса (Амстердам, собрание Сикса) и кончая <Благословением Иакова>. Рембрандт часто прибегает

Дата публикации: 10-6-2010
Прочитано: 2541 раз
-  6  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  6  | 7 | 8[>]