Поиск по сайту


       



Рембрандт Харменс ван Рейн Rembrandt Harmensi van Rijn

1606, Лейден - 1669, Амстердам
к большим форматам, соответствовавшим его амбициям известного во всей Европе исторического живописца и главы художественной школы, с ее стремлением отразить эпоху, создать и преобразовать стиль. В его творчестве появляются <морализованные> портреты литературных или символических персонажей, взятых из героической и легендарной античности, но прекрасно согласованных с культурными запросами эпохи барокко (Александр, Аристотель, Гомер, Флора, Лукреция, Венера). Случай, происшедший в 1654 с португалкой Андрадой (Рембрандт отказался изменить портрет, признанный непохожим), принял определенную символическую окраску, расставив точки над во всех трудных моментах жизни Рембрандта, которая всегда была популярна среди биографов: банкротство в 1656, продажа его коллекции в 1657 и дома в 1658, происки против Гертге, сожительство с Хендрикье Стоффелс, порицаемой реформаторской церковью в 1654, и санкции против молодой женщины, подвергшейся судебному приговору и лишенной причастия. Позднее творчество. В последние годы жизни Рембрандт предстает перед нами все более свободным, оригинальным и дерзким, а в художественном отношении это был период, когда его произведения вызывали всеобщее восхищение ( <Синдики> и <Еврейская невеста>, Амстердам, Гос. музей; <Гомер>, Гаага, Маурицхёйс; <Автопортреты>, Париж, Лувр, и Лондон, Кенвуд, Айвеа Бекуэст, - чтото вроде сезанновского завещания; <Возвращение блудного сына>, СанктПетербург, Гос. Эрмитаж; <Семейный портрет>, Брауншвейг, музей герцога АнтонаУльриха). Магией своего живописного лиризма, исключительной гармонией формы и содержания, поздний Рембрандт словно выходит за пределы живописи и говорит на новом языке, превосходящем язык искусства. Его темы и фактура ощутимо не отличаются от предшествующих лет. Религиозные сюжеты попрежнему преобладают; помимо уже упомянутых произведений следует назвать <Отречение Петра> (Амстердам, Гос. музей), <Падение Амана> ( <Давид и Урия>, СанктПетербург, Гос. Эрмитаж) и одно из последних произведений художника, так и оставшееся незаконченным, - <Симеон во храме> (1669, Стокгольм, Нац. музей). Рембрандт обращается и к <античным> сюжетам, в основном в форме <морализаторских> портретов ( <Гомер>, 1663, Гаага, Маурицхёйс; <Умирающая Лукреция>, 1664, Вашингтон, Нац. гал.; 1666, Миннеаполис, Институт искусств; <Юнона>, НьюЙорк, частное собрание; и волнующая и таинственная <Женщина с гвоздикой>, НьюЙорк, музей Метрополитен). Процесс художественного воплощения (результатом которого становится дематериализацияили преобразованиереальности в живопись) нашел свое завершение в последних произведениях Рембрандтазнаменитом <Заговоре Клавдия Цивилиса> (Стокгольм, Нац. музей) и <Автопортрете> (Кельн, музей Вальраф-Рихарц) - эта схваченная в густом золоченом мазке невероятная гримаса свидетельствует о двойномпо сюжету и техникенонконформиз- ме художника. Таким образом объясняется возрастающая значительность поздних произведений Рембрандтарастирание красок, пастозность, акцентирование модели - в живописи, прямые штрихи - и гравюре и использование тростниковой палочки и сплошных линий - в рисунке. При этом художник не стремится нравиться, пренебрегает деталями костюмов и все более пребывает в мире прекрасного,

Дата публикации: 10-6-2010
Прочитано: 2614 раз
-  7  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |  7  | 8[>]