Поиск по сайту


       



Риго Гиацинт

1659, Перпиньян - 1743, Париж)
(1723, Кливленд, музей), Ноэля Бутона, маркиза Шамийи (Пасадена, собрание Нортона Саймона), кардинала Флёри (Будапешт, Музей изобразительных искусств), банкира Париса Старшего (1724, Лондон, Нац. гал.). В некоторых портретах декоративная величавость и живописная роскошь достигают своего апогея, например, портрет маркиза Данжо (1702, Версаль, музей дворца) в театральном манто великого магистра ордена св. Лазаря или комичный <Портрет Каспара де Гейдана, играющего на волынке> (1735, Эксан-Прованс, музей). Менее официально и более непосредственно художник раскрывается перед нами в портрете Мари Серр (1695, Париж, Лувр) и в удивительном двойном портрете матери (1695, там же), в профиль и в три четверти, послужившем моделью для мраморного бюста работы Куазево. Риго создал здесь неприукрашенные образы, тонкие по своей психологической проникновенности и исключительно <интимные> по характеру. Совсем другим художник предстает перед нами в <Этюде головы молодого негра> (Данкерк, музей), <Мужской голове> (Париж, музей Карнавале), портрете маркиза Вийяра (Толедо, Огайо, Музей искусства), портрете Куазево (Дижон, Музей изящных искусств), а также в <Эскизах кирасы> (Бордо, Музей изящных искусств) и <Этюде рук и цветов> (Руан, Музей изящных искусств). Риго был также утонченным рисовальщиком (этюды рук и драпировок на голубой бумагеСан-Франциско, Калифорнийский дворец Почетного Легиона; Безансон, Музей изящных искусств; Кельн, музей Вальраф-Рихарц). Портреты семьи художника, часто поясные, непосредственны и лишены всякой торжественности (портрет Лаффита, его шурина, с женой и дочерью, ок. 1794, Париж, Лувр), но иногда они имеют характер официальный, на них <позирующие> модели окружены пышными аксессуарами, фруктами, цветами или животными (портреты семейства Леонар, 1693, Париж, Лувр, и семейства Лежюж, 1699, Оттава, Нац. гал.). Риго писал и ретроспективные портреты, например двойной портрет Лебрена и Миньяра (1730, Париж, Лувр). Небольшая картина Риго <Введение во Храм> (там же) свидетельствует об исключительном влиянии Рембрандта и особенно Герарда Доу, произведения которых собирал художник; она могла быть написана в год смерти Риго, который завещал ее Людовику XV. Успех портретов Риго объясняется его мощной манерой, блестящей композицией, благородством поз, пышностью и блеском. Художник виртуозно изображал драпировки, особенно смятые и блестящие, занавеси, переливающиеся в сильных контрастах светотени, передающей фактуру бархата, шелка или кружев. Риго организует эти пышные и разнообразные элементы вокруг лица модели, одновременно приятного и высокомерного, иногда в полуулыбке, с тонким и отвлеченным выражением. Известность его моделей, версальская пышность большинства его картин, безусловно, повлияли на восторженную оценку искусства Риго; но он действительно был создателем оригинального искусства, искусства парадного портрета, которое в первой половине XVIII в. распространилось по всей Европе. Этот тип портрета, наиболее яркими примерами которого являются портреты Филиппа V и Людовика XIV работы Риго, но многом обязан генуэзским и

Дата публикации: 1-6-2010
Прочитано: 1132 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]