Поиск по сайту


       



Сера Жорж Seurat Georges

1859, Париж - 1891, там же
искусств; СентЛуис, Гор. художественный музей; Оттерло, музей КрёллерМюллер; Париж, музей Орсэ; НьюЙорк, Музей современного искусства); в 1889 - Кротуа (Париж, собрание Ниархос; Детройт, Институт искусств); в 1890 - Гравлина (Лондон, гал. Института Курто; Оттерло, музей КрёллерМюллер; НьюЙорк, Музей современного искусства; Индианополис, музей). Сера направляет свои поиски на выбор больших линий, структурирующих композицию; это занимало его уже во время написания картин <Купание в Аньере> и <ГранцЖатт>. Художник стремится создать <логическую, научную и живописную> систему, с помощью которой можно придать картине гармонию и согласовать цвета. Его очаровывают труды Шарля Анри; в 1886 этот друг Фенеона и автор <Научной эстетики> знакомится с художником, считающимся лидером неоимпрессионизма. Ученый утверждает, что <любое направление - символично>, и устанавливает отношения между выразительностью линии и цвета. Сера, ищущий научную базу своего искусства, внимательно следит за работой Шарля Анри в области штрихов, отношений, пропорций и еще больше трудится над своими композициями. В картине <Парад> преобладают горизонтальные линии, создающие впечатление спокойствия, а картины <Канкан> и <Цирк> построены по диагоналям, символизирующим веселье и движение. Выставленная у <Независимых> в 1891 картина <Цирк> так и осталась незавершенной. Спустя несколько дней после открытия выставки Сера скоропостижно умирает. Смерть мастера имела огромный резонанс в художественных кругах; Сера стал почитаем даже теми, кто прежде сомневался в правильности его метода. Так, Теодор де Визева, не скрывавший своего скептического отношения к неоимпрессионизму, писал: <Я страшно обрадовался, обнаружив в одном из закоулков Монмартра такой замечательный образчик расы, которую считал вымершей, расы художниковтеорети- ков, связывающих практику с идеями и подсознательную фантазию с обдуманными действиями. Да, я очень явственно ощутил в Сера родича Леонардо, Дюрера, Пуссена>. Начиная с 1892 в Париже (в помещении журнала и у <Независимых>) и Брюсселе проходят посмертные выставки Сера. В 1899 Синьяк посвещает свою книгу <От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму> памяти Жоржа Сера и называет художника <подстрекателем> оптического смешения в живописи. Изложенные в этой книге теории заинтересовали и исследователей дивизионизмаГаэ- тано Превиати в Италии, Курта Херрмана в Германии, а также Ле Корбюзье, Озанфанта ( ), Северини ( <От кубизма к классицизму>). Художественные концепции Сера оказали влияние также и на фовистов, кубистов, немецких экспрессионистов и итальянских футуристов; некоторые их черты проявились и в творчестве художников группы <Стиль> и Баухауза. Жорж Сера занимает значительное место в развитии современного искусства и как живописец, и как теоретик. В 1991 в Париже (Гран Пале) и НьюЙорке (музей Метрополитен) прошли большие выставки его работ.

Дата публикации: 22-7-2010
Прочитано: 1407 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3