Поиск по сайту


       



Синьорелли Лука Signorelli Luca

1445, Кортона - 1523, там же


СИНЬОРЕЛЛИ

Лука Signorelli, Luca (1445, Кортона - 1523, там же) итальянский художник Ученик Пьеро делла Франческа, Синьорелли унаследовал от него строгую конструкцию объемов и вкус к монументальности, который сохранял до конца жизни. До настоящего времени сохранилось лишь несколько фрагментов ранних фресок Синьорелли, исполненных в 1474 в Читта ди Кастелло. Черты искусства Пьеро делла Франческа здесь столь сильны, что вокруг этих фресок был объединено и ряд других произведений ( <Мадонны> из Музея изящных искусств в Бостоне, из колледжа КрайстЧёрч в Оксфорде и из собрания Чини в Венеции), чья концепция, если не исполнение, восходит непосредственно к мастеру из Борго СанСеполькро. Однако состояние этих фресок столь плачевно, что едва ли можно говорить об этих связях с уверенностью. Годы обучения Синьорелли также представляются загадочными. С 1479 он работал над фресками сакристии СантаКаса в Лорето; здесь его художественный язык обогащен уже новыми открытиями, в частности, флорентийской живописи, в которой тогда преобладали линия и движение, прямо противоположные поэтике Пьеро делла Франчески. Возможно, своему знакомству с флорентийской культурой Синьорелли обязан Бартоломео делла Гатта, вместе с которым он работал в СантаКаса. В любом случае фигуры музицирующих ангелов на своде и в сцене <Обращения Савла> в сакристии по своему стилю восходят к творческим поискам Верроккьо и Поллайоло. Примерно в этот же период появляются две картины из пинакотеки Брера в Милане - <Бичевание Христа> и <Мадонна с младенцем>, для которых характерна та же линейность и которые по своей концепции также связаны с искусством Пьеро. В большой фреске, которую Синьорелли исполнил в Сикстинской капелле в Риме (1480-1481) вновь возникает проблема сотрудничества художника с Бартоломео делла Гатта. И хотя здесь не проявляется влияние Перуджино, также ученика Пьеро делла Франческа, вмешательство чужой руки чувствуется в левой группе. Связь с Бартоломео делла Гатта очевидна и в алтарной картине из собора в Перудже <Мадонна на троне в окружении святых> (1484). С другой стороны, это произведение свидетельствует о творческой зрелости Синьорелли, о внимании художника к анатомической правильности обнаженных фигур, переданной с помощью напряженных вибрирующих линий и пластической светотени. Самых блестящих результатов художник, идя по стопам Поллайоло, добивается именно в изображении обнаженных фигур, являющихся для него наиболее выразительным средством воплощения формы и самым прямым способом достижения чудесной гармонии, делающей человека главным героем вселенной. Современные исследователи нередко склонны преуменьшать значение искусства Синьорелли, но совершенно справедливо они считают его прямым предшественником Микеланджело. В сознательном отказе от формальной изысканности, в обнажении композиции, построенной лишь на игре монументальных масс, проявляется новаторство, в какомто смысле превзошедшее все искусство XV в. Погибшая в 1945 картина <Пан> из берлинского Музея императора Фридриха показывает,

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 888 раз
-  1  -
 1  | 2[>]