Поиск по сайту


       



Солимена Франческо Solimena Francesco

1657, Ночера - 1747, Барра
Солимена Франческо Solimena Francesco



СОЛИМЕНА

Франческо Solimena, Francesco (1657, Ночера - 1747, Барра) итальянский художник Наряду с Лукой Джордано, от которого он, впрочем, сильно отличался, Солимена был крупнейшим барочным живописцем в Неаполе. Первые уроки живописи, близкой натурализму в духе Гуарино, он получил от своего отца, Анджело Солимены. Но его стиль формировался и под воздействием Луки Джордано. Свои первые произведения Солимена исполнил в соавторстве с отцом (купол собора в Ночера), а затем, в 1680, создал фрески в ц. СанДжорджо в Салерно. Но лучшими работами его юности были фрески хора в ц. СантаМария Доннареджина в Неаполе ( <Св. Андрей и Августин>, <Триумф св. Франциска>, <Сцены из жизни св. Франциска> и др.). Его индивидуальность проявляется в стремлении объединить колорит Джордано, пластичный неокараваджизм Маттиа Прети и смелые перспективы Ланфранко. В этом смысле Солимена следует урокам Джордано, который посредством свободной интерпретации структурирующей функции света достигал полного разложения формы. Эта эволюция привела Солимену от больших фресок в сакристии ц. СанПаоло Маджоре (1689-1690, <Сцены из жизни св. Павла>) к станковым и алтарным картинам и фрескам в ц. СанНикола алла Карита в Неаполе, 1697, <Сцены из жизни св. Николая Барийского>). Еще раньше художник создал для этой церкви два своих лучших алтарных образа <Св. Франциск Ассизский и Антоний Падуанский> и <Мадонна с апостолами Петром и Павлом>. В этих строгих работах художник осуществляет синтез самых разных приемов, характерных для неаполитанской живописной традиции. В ранних произведениях Солимены, созданных под сильным влиянием Прети, заметна ориентация к <классицистской> выразительности, характерной для последующих произведений художника, которые своей тенденцией академизировать барокко отметят <негативный> момент в его эволюции. Известно, что в конце столетия художник контактировал с римскими художественными кругами, в частности, с художниками, подверженными классицизму Маратта, и что именно в этот период Солимена больше интересовался классицистскими источниками эмилианской живописи, от Доменикино до Гвидо Рени. Это рационалистическое возвращение к <хорошему вкусу>, имеющее своим литературным эквивалентом движение Аркадии в XVIII в., присуще всему творчеству Солимены с начала века и вплоть до 1730-1735. Весь этот период отмечен абсолютной формальной чистотой и однородностью. Художник исполняет заказы для церквей Неаполя (Джезу Веккио, СантАнна деи Ломбарди, СантаМария Доннальбина, СанДоменико Маджоре, Джероломини, монастыря СанМартино), а также для церквей соседних областей и частных лиц. Он отправляет свои произведения в крупнейшие города Италии и Европы ( <Аллегория на царствование Людовика XIV>, 1700, Эрмитаж; первоначально помещенный в медальоне портрет Людовика впоследствии был заменен на изображение Екатерины II; <Похищение Орифии>, 1700, Рим, гал. Спада; <Ревекка и Иаков>, <Ревекка и Елеазар>, Венеция, гал. Академии; <Юдифь>, Корнильяно, вилла Бомбрини; четыре картины на библейские сюжеты, Турин, гал. Сабауда; серия картин в Вене, Музей истории искусств, Бельведер и собрание Харрах; <Благовещение>, 1733, Венеция, ц. СанРокко). Но подлинным шедевром этого периода является фреска над порталом ц. Джезу Нуово в Неаполе <Изгнание Гелиодора из храма> (1725, вариант масломПа- риж, Лувр). Этот период

Дата публикации: 14-8-2010
Прочитано: 2977 раз
-  1  -
 1  | 2[>]