Поиск по сайту


       



Сурбаран Франсиско де Zurbaran Francisco de

1598, Фуэнте де Кантос, провинция Бадахос - 1664, Мадрид
всех воплотивший некоторые характерные черты <золотого века>: грубый реализм, полный человеческой простоты, глубокое знание монастырского спиритуализма в его самых возвышенных проявлениях, строгое соблюдение концепции, любовь к деталям, к неприметным объектам повседневной реальности, - все это позволяет определить <примитивистский> дух художника. Нужно отметить и его стремление, особенно в молодости, к широким формам и объемам, которое нашло свое выражение в большой композиции <Распятие> (1627, Чикаго, Художественный институт) - в сумерках капеллы, куда поместили ее севильские доминиканцы, эта картина <воспринималась как скульптура>. Та же объемность характерна и для одежд святых ( <Св. Елизавета Португальская>, Мадрид, Прадо; <Св. Маргарита>, Лондон, Нац. гал.). Его любовь к деталям проявилась в больших картинах, где всегда присутствует фрагмент натюрморта (книга, цветок или кувшин), и особенно в некоторых христианских сценах ( <Мария с младенцем в экстазе>, Херес-дела-Фронтера, коллегия; <Младенец Христос, поранившийся терновым венцом>, Кливленд, музей, и Севилья, собрание Санчеса Рамоса), а также в нескольких <бодегонах> - чашка, яблоки, лимоны, - считающихся шедеврами этого жанра (1633, Пасадена, фонд Нортона Саймона; Мадрид, Прадо; Барселона, Музей изящных искусств Каталонии). Кроме того, Сурбаран обладал великолепным мастерством портретиста (серия портретов <Доктора из Ля Мерсед> (Мадрид, академия СанФернандо; <Доктор из Саламанки>, Бостон, музей Гарднера). В своих композициях художник нередко прибегал к помощи фламандских гравюр; однако строгость и безмолвие, колорит и удивительное смирение его натурализма ставят Сурбарана в ряд мастеров XVII в., более всего трогающих современную чувственность. Его сын, Хуан Сурбаран (1620, Льерена, провинция Бадахос - 1649, Севилья), был учеником отца. Его творчество известно по трем <Натюрмортам> (1639, Бордо, частное собрание; 1640, Киев, Музей западного искусства; 1645, Мянтля, Финляндия, фонд Г. Серлахиус). Художник был также автором несохранившихся картин на религиозную тематику. По стилю Хуан очень близок манере отца, вместе с которым он, вероятно, много работал. Он умер от чумы в 1649.

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 2490 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3