Поиск по сайту


       



Тербрюгген Хендрик Янс Ter Brugghen Hendrick Jansz

1588, Девентер - 1629, Утрехт
Тербрюгген Хендрик Янс Ter Brugghen Hendrick Jansz



ТЕРБРЮГГЕН

Хендрик Янс Ter Brugghen, Hendrick Jansz (1588, Девентер - 1629, Утрехт) голландский художник Наряду с Бабюреном и Хонторстом, Тербрюгген является одним из мастеров северного караваджизма. В юности он перехал в Утрехт, где учился у Абрахама Блумарта, но вскоре уехал в Италию (1604-1614). Он жил в Риме и поддерживал контакты с Караваджо, Орацио Джентилески и др. Он не только заимствовал у Караваджо отдельные элементы его стиля (искусственное освещение, контрасты светотени), но и использовал его метод, то есть он писал без подготовительных рисунков. В 1615 он возвращается в Утрехт, где вступает в гильдию св. Луки (1616-1617). До нас не дошли произведения Тербрюггена римского периода. <Св. Петр> (Утрехт, Центральный музей), датированный 1616, - это самая ранняя из известных нам картин художника. Другие его датированные произведения созданы уже в 1620-е. В возрасте 32 лет он написал <Поругание Христа> (Копенгаген, Гос. художественный музей), в котором сочетаются караваджизм (противопоставление светлой и темной частей, плебейские типажи) и умышленный архаизм (фигуры, вдохновленные Лукой Лейденским, Маринусом ван Реймерсвале и близкие Воутерсу Стану). С 1621 творчество Тербрюггена разделяется на религиозные композиции и музыкальные концерты. В том же 1621 он исполнил <Призвание Матфея> (Утрехт, Центральный музей; более поздний вариантГавр, Музей изящных искусств), вдохновленный картиной Караваджо, и <Четыре Евангелиста> (1621, Девентер, ратуша), композиция которых близка работам ван Реймерсвале, но трактовка рук и лиц типична для караваджизма. <Казнь Иоанна Крестителя> (Эдинбург, Нац. гал. Шотландии) восходит к одной из гравюр Дюрера и написана несколько высокопарно. В караваджистской, но очень индивидуальной манере написаны такие картины, как <Женщины, приветствующие Давида> (1623, Роли, Музей Северной Каролины), <Св. Себастьян> (1625, Оберлин, Мемориальный музей Аллена), <Иаков и Лаван> (1627, Лондон, Нац. гал.; вариант - 1628, Кельн, музей ВальрафРихарц), <Давид, играющий на арфе> (1628, Варшава, Нац. музей). Напротив, <Распятие> (НьюЙорк, музей Метрополитен), вдохновленное Грюневальдом, намеренно архаично. Кроме того, Тербрюгген написал несколько народных сцен почти пародийных ( <Спящий солдат>, Утрехт, Центральный музей; <Игроки в кости>, 1623, Миннеаполис, Институт искусств), но его любимой темой был <Концерт> (1621, Кассель, Гос. художественные собрания; Вена, Музей истории искусств; Бордо, Музей изящных искусств; 1624, Оксфорд, музей Ашмола; 1626, СанктПетер- бург, Гос. Эрмитаж; 1627, Аугсбург, Гос. гал.; 1628, Париж, Лувр; 1628, Базель, Художественный музей; 1629, Рим, Нац. гал.); здесь изображены музыканты, играющие на флейте, лютне или волынке, или певцы. Эти картины отмечены влиянием караваджизма Джентилески и, особенно, Манфреди, но сам сюжет трактован очень индивидуально; сцена, как правило, представлена на светлом фоне, большое значение имеют кривые линии, в частности, в пышных рукавах; изысканные цвета создают иллюзию глубины. Тербрюгген является одним из самых последовательных и, вместе с тем, самых индивидуальных караваджистов. Он не создал школы,

Дата публикации: 30-6-2010
Прочитано: 1324 раз
-  1  -
 1  | 2[>]