Поиск по сайту


       



ТЁрнер Джозеф Мэллорд Уильям Turner Joseph Mallord William

1775, Лондон - 1851, там же
к сценам из английской сельской жизни, таким, как <Деревенская кузница> (1807, там же), которые он писал на протяжении многих лет и вершиной среди которых стала картина <Морозное утро> (1813, там же). Его многочисленные этюды английской деревни близки по духу живописным эскизам Констебля. Но Тёрнер не отказывается и от более величественных произведений и обращается к сюжетам современной истории ( <Трафальгарская битва>, 1808, там же) или создает картины на драматические исторические сюжеты ( <Ганнибал, переходящий Альпы>, 1812, там же), в которых состоянию природы (например, снежной бури в <Ганнибале>) придан героический характер. Затем он пишет картины в духе классических пейзажистов, в частности, Лоррена ( <Переход через ручей>, 1815, там же), стремясь превзойти самого себя в изображении световых эффектов. Абсолютная свобода его техники дала повод обвинить его в непоследовательности - упрек, который заслужила уже его картина <Кораблекрушение>. Теперь эта свобода выходит на первый план. Развитию этой тенденции способствовало путешествие в Италию (1819), где Тёрнер создал, например, большие прозрачные акварели с видами Венеции. В таких картинах, как <Вид на Рим из Ватикана> (1820, там же), Тёрнер выражает свое восхищение культурным наследием античности. В 1820-е его картины становятся более гармоничными и более творческими, а не эклектичными по духу; лорреновский свет теперь кажется более насыщенным, а классическая перспектива усложняется с помощью игры диагоналей. Картина <Одиссей, насмехающийся над Полифемом> (1829, Лондон, Нац. гал.) является вершиной этой эволюции, а использование ярких синих, красных и коричневых красок свидетельствует об изменении тональной структуры художника. Удивительным образом, эти изменения сначала затрагивают жанровые сцены, которые Тёрнер начинал писать в эти годы. Пользуясь покровительством лорда Эгремонта, он долгое время жил в Петворте (1829-1837), где работал и над этюдами, и над живописными произведениями ( <Музыка в Петворте>, ок. 1830, Лондон, гал. Тейт), в которых свет и цвет трактованы почти абстрактно. Эти произведения никогда не выставлялись при жизни художника, и их новаторство было оценено только значительно позднее. Пожар в Парламенте в 1834 не только вдохновил Тёрнера на многочисленные этюды, но положил начало серии живописных работ на сюжет неистовства стихии и огня, в которых он произвел еще более свободные эксперименты в области цвета (Кливленд, Музей искусства). Таким образом, художник достиг мощного эмоционального воздействия света и окончательной свободы в тональной живописи. Сам сюжет его картин задает теперь центрические вихреобразные, наполненные изгибами линий композиции ( <Снежная буря на море>, 1842, Лондон, Нац. гал.). Стремясь выявить центростремительную композицию своих полотен, Тёрнер экспериментирует с новыми формами (квадрат, восьмиугольник). Его эволюция очень продуманна. Его лекции в Кор. Академии в качестве профессора перспективы свидетельствуют об интересе художника к теории, хотя своего рода символом его живописи тех лет стал <Этюд Ватто по принципам Фресноля> (1831, Лондон, гал. Тейт). Затем появилась картина <Свет и цвет (теория Гете)> (1843, там же), в которой художник использовал

Дата публикации: 14-8-2010
Прочитано: 2178 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]