Поиск по сайту


       



Тинторетто прозвище Якопо Робусти Tintoretto Jacopo Robusti dit

1518, Венеция - 1594, там же
братствами, ставшими постоянными его заказчиками и удовлетворявшими его неутолимую жажду деятельности. Тинторетто сумел приспособить свои выразительные художественные средства к народным религиозным верованиям и сделать их сутью своего поэтического мира. Композиция <Св. Рох, исцеляющий чумных> (1549, ц. СанРокко), в которой цвет сведен к светотеневым эффектам, что в полной мере соответствует атмосфере чуда, является первым достижением Тинторетто в области света. В 1550-1552 влияние современной венецианской художественной культуры проявляется в стиле, близком Тициану, и в новом ощущении пейзажа (библейские сцены из Скуола делла Тринита; три из них - <Сотворение животных> <Грехопадение> и <Смерть Авеля> - хранятся в гал. Академии в Венеции: <Сусанна и старцы>, Вена, Музей истории искусств; <Св. Георгий>, Лондон, Нац. гал.). В картинах, созданных в 1553-1555, колорит по своему характеру восходит к искусству Веронезе ( <Успение Марии>, Венеция, ц. Санта-Мария Ассунта; 6 библейских сцен, Мадрид, Прадо; <Путешествие св. Урсулы>. Венеция, ц. СанЛадза- ро леи Мендиканти). Более лирична по своей природе картина <Тайная вечеря> (Венеция, ц. СанТровазо), пронизанная глубоким религиозным чувством и народной сочностью, которая проявляется в простых натуралистичных наблюдениях (если рассматривать искусство Тинторетто с социологической точки зрения, то подобные черты можно заметить и в других его произведениях). Зрелый период. В 1560-е Тинторетто достигает совершенной творческой зрелости и начинает смелые художественные поиски. В 1562-1566 он вновь работает в Скуола Гранде ди СанМарко и создает три картины, две из которых имеют сценическую композицию, где на фоне архитектурных кулис разворачивается театрализованное действие: ярко освещенные своды галереи в <Обретении мощей св. Марка> (Милан, пинакотека Брера), безграничность пустынного пространства в <Перенесении мощей св. Марка> (Венеция, гал. Академии), драматизм и бурное движение в <Св. Марке, спасающем сарацина> (там же). В эти же годы он пишет гигантские композиции <Поклонение золотому тельцу> и <Страшный суд> в апсиде ц. СантаМария дель Орто и створки органа для этой же церкви (закончены в 1556; <Введение во храм>, <Видение св. Петра>, <Мученичество св. Павла>). Скуола да СанРокко. Одержав в 1564 победу в конкурсе на роспись в Скула ди СанРокко, Тинторетто в следующем году приступает к циклу композиций; он пишет их в несколько приемов и заканчивает лишь в 1587. Они являются высшим и наиболее законченным образцом его искусства. Динамическая мощь его живописи выражена здесь не столько в движении, нередко головокружительном, сколько в стихийности и необычайной стремительности мазка. Первые панно были написаны Тинторетто в Зале дель Альберго (1564-1567; плафон и стены); эти произведения взывают к чувствам зрителя и словно приглашают его к диалогу ( <Страсти Христовы>, включая огромное <Распятие> и <Христос перед Пилатом>). Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко художник создает ряд других картин, равных по исполнению и обладающих той же эмоциональной силой, теми же световыми эффектами ( <Св. Рох в темнице>, 1567, ц. СанРокко, хор) и тем же драматизмом действия ( <Тайная вечеря>, ц. СанПаоло). Кроме того, он пишет множество портретов. Этот жанр был глубоко органичен для Тинторетто, художника- <визионера>, который в состоянии охватить главные черты

Дата публикации: 21-6-2010
Прочитано: 1231 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]