Поиск по сайту


       



Тинторетто прозвище Якопо Робусти Tintoretto Jacopo Robusti dit

1518, Венеция - 1594, там же
Тинторетто прозвище Якопо Робусти Tintoretto Jacopo Robusti dit



ТИНТОРЕТТО

прозвище Якопо Робусти Tintoretto, Jacopo Robusti, dit (1518, Венеция - 1594, там же) итальянский художник Раннее творчество. Хотя Тинторетто родился в Венеции (его прозвище происходит от профессии его отца, Джованни Баттиста Робусти, красильщика шелковых тканей) и провел здесь всю свою жизнь (по документам известно лишь одно его путешествие в Мантую в 1580), его ранняя манера во многом отлична от традиции Лагуны; истоки его творчества лежат за пределами Венеции. Блестящая реконструкция раннегопериода деятельности художника, сделанная Паллуккини (1950), определила провинциальные источники его стиля (Бонифачо де Питати, Порденоне). После недолгого обучения у Тициана (о котором сообщает Ридольфи, 1648), прерванного возникшим вскоре соперничеством между мастером и его многообещающим учеником, Тинторетто испытывает влияние новых открытий живописи Тосканы, Рима и Эмилии. Эти новшества были привнесены в венецианское искусство в третье десятилетие XVI в., благодаря приезду Сансовино и Пьетро Аретино (1527) и позже Франческо Сальвиати и его ученика Порта (1539), а также благодаря широкому распространению гравюр. Первые образы Тинторетто восходят к маньеристической стилистике и формулам Пармиджанино, а по своей повествовательности близки приемам Андреа Скьявоне ( <Мадонна с младенцем и шестью святыми>, НьюЙорк, частное собрание; 14 мифологических картин плафона, Модена, пинакотека Эстенсе; 6 библейских сцен, Вена, Музей истории искусств; <Аполлон и Марсий>, Хартфорд, Уодсворт Атенеум). Это эмилианское влияние, проявившееся также в картине <Христос среди книжников> (ок. 1542, Милан, музей собора), в конце 1550-х уступает место влиянию искусства Микеланджело и его чувства формы, влиянию столь сильному, что существует даже гипотеза о поездке Тинторетто в Рим в 1547. Однако это путешествие не подтверждено документально, но в любом случае, творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени благодаря рисункам и гравюрам (позже Тинторетто соберет собственную коллекцию слепков с произведений Микеланджело). Эти культурные заимствования были сведены Тинторетто к разнородным стилистическим элементам: удлиненные фигуры, динамичные формы, страсть к изгибам линий, подчеркнутая пластичность, - эти черты художник передает в сугубо индивидуальной манере и оживляет их оригинальными световыми эффектами и новым, физическим и символическим, пониманием пространства. Создавая <зрелищные> композиционные эффекты, художник экспериментировал с макетами и небольшими восковыми фигурами (Ридольфи, 1648). Все эти черты присущи таким картинам, как <Тайная вечеря> (Венеция, ц. СантаМаркуо- ла), <Омовение ног> (1547, Мадрид, Прадо) и <Чудо св. Марка>, написанной в 1548 для Скуола Гранде ди СанМарко (нынеВенеция, гал. Академии). Это последнее произведение. встреченное с большим восхищением, отметило поворотный момент в творчестве Тинторетто (недавняя реставрация вернула картине ее прежнее цветовое богатство), положив начало сотрудничеству художника с религиозными

Дата публикации: 21-6-2010
Прочитано: 1272 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]