Поиск по сайту


       



Тициан прозвище Тициано Вечеялио Titien Tivano Vecellio dit

1488/1489, Пьеве ди Кадоре - 1576, Венеция
Тициан прозвище Тициано Вечеялио Titien Tivano Vecellio dit



ТИЦИАН

прозвище Тициано Вечеялио Titien, Tivano Vecellio, dit (1488/1489, Пьеве ди Кадоре - 1576, Венеция) итальянский художник Второй из пяти детей Грегорио Вечеллио, нотариуса из Кадоре, Тициан родился в 1488 или 1489 (по свидетельству Дольче, 1557, и Вазари, 1568). С этой датой согласны и современные исследователи (Морасси, 1966; Паллуккини, 1969), хотя традиционно была принята другая дата - 1477 - известная из других источников (Анониме дель Тицианелло, 1622; Ридольфи, 1648) и принятая позже Кавальказелле (1877-1878); однако эта ранняя дата рождения Тициана в меньшей степени соответствует развитию его творчества. Долче сообщает, что в <возрасте девяти лет> Тициан приехал в Венецию и поступил в ученики к Себастьяно Цуккато, а затем перешел в мастерскую Джентиле Беллини. Но сухая и архаичная манер Джентиле не соответствовала художественному темпераменту молодого художника и вскоре, по словам Долче, он сближается с Джованни Беллини, более современный стиль которого он оценивает по достоинству. Тициан и Джорджоне. Решающее значение в творчестве Тициана имел 1508: в этом году вместе с Джорджоне он пишет фрески на фасадах Фондако леи Тедески. Тициан расписал фасад, обращенный на Мерчерию, а Джорджонеглавный фасад, выходящий на Большой Канал. От этих росписей сохранились лишь фрагменты (Венеция, гал. Академии и Сопринтенденца аи Монументи) и серия гравюр, напечатанных Дзанетти в XVIII в. Если судить по этим скудным свидетельствам, именно Джорджоне был истинным учителем Тициана, который заимствовал у него способ выделения форм и чувство природы. Правда, уже с самого начала Тициан очень отличался от учителя и не разделял ни его созерцательного лиризма, ни его равнодушия к земным реалиям. С присущим ему трагическим темпераментом и необузданной энергией Тициан использует венецианский натурализм XV в. в своих фресках в Скуола дель Санто в Падуе ( <Чудеса св. Антония>, 1511). Здесь художник упорядочивает пространство с помощью ритмизированного композиционного построения, подчеркнутого взаимодействием форм: <реальные> мужчины и женщины живут своими страстями на фоне пейзажа, трактованного как театральная декорация, и являются в нем главными действующими лицамитак на смену невыразимой джорджоновской атмосфере приходит постоянное движение. Исследователи отмечают несколько ранних произведений, в которых Тициан постепенно отходит от искусства Джорджоне: <кассоне> с изображением <Рождения Адониса> (Падуя, Гор. музей), <Эндимиона> (Мерион, Пенсильвания, собрание Барнса), <Орфея и Эвридики> (Бергамо, Академия Каррара). Уже в этих композициях угадывается чуждая Джорджоне восприимчивость к пространственным и колористическим эффектам, тематические новшества и открытие <конструктивной> цветовой гаммы. К раннему периоду принадлежат также сцены <Обрезание Христа> (НьюХэвен, Художественная гал. Иельского университета), <Бегство в Египет> (СанктПетербург, Гос. Эрмитаж), <Папа Александр VI представляет св. Петру Якопо Пезаро> (Антверпен, Кор. музей изящных искусств), где в еще кватрочентистской композиционной структуре персонажи обретают новую жизненную

Дата публикации: 15-8-2010
Прочитано: 1217 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4[>]