Поиск по сайту


       



Тициан прозвище Тициано Вечеялио Titien Tivano Vecellio dit

1488/1489, Пьеве ди Кадоре - 1576, Венеция
<Жертвоприношение Авраама>, <Каин и Авель>, <Давид и Голиаф>, нынеВенеция, ц. Санта-Мария делла Салюте, сакристия). В портретах это напряжение разрешается в той энергии, с которой Тициан передает характер своих моделей, представленных нам рассудительными или скрытными, надменными или проникнутыми таинственным нервным возбуждением (портреты Рануччо Фарнезе, 1541-1542, Вашингтон, Нац. гал.; папы Павла III, 1546, Неаполь, Каподимонте; дожа Андреа Гритти, Вашингтон, Нац. гал., Карла V в битве при Мюльберге, Мадрид, Прадо; сидящего Карла V, Мюнхен, Старая пинакотека; Филиппа II, 1551, Мадрид, Прадо) или усердными праведниками ( <Обетная картина семьи Вендрамин>, 1547, Лондон, Нац. гал.). Поздний Тициан. После 1550 Тициан еще усиливает свою творческую активность: менее чем за два десятилетия он создает работы для Венеции ( <Сошествие Св. Духа>, 1555-1558, для ц. СантоСпирито, ныне - ц. СантаМария делла Салюте; <Мученичество св. Лаврентия>, окончено в 1559, Венеция, ц. Джезуити; плафон в библиотеке Марчиана с изображением аллегории <Мудрости>, после 1560) и Анконы ( <Распятие с Мадонной, св. Домеником и св. Иоанном>, 1558, ц. СанДоменико). Удовлетворяя вкусам испанского короля Филиппа II, он пишет свои знаменитые эротикомифологические <поэзии> ( <Даная>, 1554, <Венера и Адонис>, 1553-1554, Мадрид, Прадо; <Диана и Актеон>, <Диана и Каллисто>, 1556-1559, Эдинбург, Нац. гал. Шотландии; <Наказание Актеона>, ок. 1559, Лондон, Нац. гал.; <Похищение Европы>, 1562, Бостон, музей Гарднер), а также религиозные картины ( <Св. Маргарита>, 1552, Эскориал и 1567, Мадрид, Прадо; <Положение во гроб>, 1559, Мадрид, Прадо; <Моление о чаше>, 1562; <Мученичество св. Лаврентия и св. Иеронима>, 1565, Эскориал). Во всех этих произведениях выразительность основывается на тонких цветовых переходах, которые словно расплавляют формы. Тициан вступает в последний период своего творчества: он отказывается от натурализма и от классического идеала. Для его поздней манеры характерна обобщенность и незавершенность, отказ от точного рисунка и пластичных форм, материальность фактуры, сгустки краски, бесформенные мазки, - его герои принадлежат некоему нереальному миру. Постепенно материя растворяется ( <Благовещение>, 1566, Венеция, ц. СанСальваторе), появляются резкие пастозные мазки ( <Венера и Амур>, 1560-1562, Рим, гал. Боргезе; <Св. Себастьян>, ок. 1570-1572, СанктПетербург, Гос. Эрмитаж; <Коронование тернием>, Мюнхен, Старая пинакотека), красноватое освещение ( <Тарквиний и Лукреция>, 1570-1571, Кембридж, музей Фицуильям) или пасмурное, как бы меланхоличное небо ( <Нимфа и пастух>, 1570-1576, Вена, Музей истории искусств), вспыхивающее в некоторых картинах заревом пожара. Этот <магический импрессионизм> (Паллуккини) характерен и для поздних портретов Тициана (портреты дожа Франческо Вениер, 1554-1556, Лугано, собрание ТиссенБорнемиса; антиквара Якопо Страда, 1567, Вена, Музей истории искусств; <Автопортрет>, 1568-1570, Мадрид, Прадо). Тициан умер от чумы 27 августа 1576 в Венеции, оставив незаконченной <Пьету> (Венеция, гал. Академии), эмоциональное, сложное по композиции произведение, предназначавшееся для собственной гробницы художника в ц. СантаМария деи Фрари и законченное его учеником Пальмой Младшим.

Дата публикации: 15-8-2010
Прочитано: 1252 раз
-  4  -
[<]1 | 2 | 3 |  4