Поиск по сайту


       



Уистлер Джеймс Мак Нелй Whistler James Mac Neill

1834, Лоуэлл, Массачусетс - 1903, Лондон
Уистлер Джеймс Мак Нелй Whistler James Mac Neill



УИСТЛЕР

Джеймс Мак Нелй Whistler, James Mac Neill (1834, Лоуэлл, Массачусетс - 1903, Лондон) американский художник Сын инженерапутейца, Уистлер в 1843-1849 жил с родителями в Петербурге, где учился в Академии Художеств и брал уроки у офицера, воспитанника Академии. Позже, по возвращении в Америку и следуя желанию родителей, уготовивших ему военную карьеру, он поступил в Военноинже- нерную Академию в Вест Пойнте, а затем в геодезическое управление в Вашингтоне. Однако он уходит в отставку, чтобы посвятить себя живописи. В возрасте двадцати четырех лет, Уистлер отправляется во Францию; бегло говоря пофранцузски, он тут же включился в парижскую художественную жизньон работает в мастерской Глейра, в Школе изящных искусств, посещает Лувр. Он дружит с Курбе, который впоследствии назовет его своим учеником, и Фантен-Латуром, а также становится членом группы художников, которые собирались в пивной Отфёй вокруг мастера из Орнана (Курбе). Первые произведения Уистлера отражают этоу художественную атмосферугравюры ( <Двенадцать офортов с натуры> или <Французская серия офортов>, 1858), затем крупное полотно <За роялем> (1859, Цинциннати, Художественный музей), отличающееся проработанностью композиции и невесомостью красочной палитры. Не имевшее успеха в Салоне, это произведение, выставленное в следующем году в Кор. Академии в Лондоне (1860), отметило начало карьеры художника в Англии. Отныне деятельность Уистлера проходит между Лондоном, где он живет с 1863, и Францией, где он часто бывает, особенно, летом, в Бретани и на берегу ЛаМанша и где он снова видится с Курбе, ФантенЛатуром, Мане. В 1863 в <Салоне отверженных>, наряду с <Завтраком на траве> Мане, была отмечена картина Уистлера <Белая девушка> ( <Портрет Йо>, 1861, Вашингтон, Нац. гал.); в этом произведении впервые обнаруживается тонкое соотношение оттенков белого, что оправдывает более позднее название этого произведения - <Симфония в белом № 1>. Его известность растет и в Лондоне, где, однако, у него появляются -и новые враги. Так, в результате процесса с Рёскиным, Уистлер с трудом был принят в официальные круги. В 1859 Уистлер начинает серию офортов <Темза> (изданы в 1871) и становится поэтом лондонских туманов и видов старого моста Баттерси, который он изображает в различных тонах ( <Ноктюрны в голубом и золоте>, ок. 1870-1875, Лондон, гал. Тейт). Эти утонченные воздушные видения навеяны японским искусством, страстным поклонником которого был Уистлер; японские мотивы встречаются во многих полотнах художника, исполненных в 1860-е ( <Золотая ширма>, <Принцесса страны фарфора>, Вашингтон, гал. Фрир). После 1870 Уистлер все чаще обращается к портретному жанру ( <Аранжировка в серых и черных тонах № 1, портрет матери художника>, 1871, Париж, музей Орсэ; <Аранжировка в серых и черных тонах № 2, портрет Карлейля>, 1872, Глазго, Художественная гал.). Отныне все его произведения будут иметь музыкальные заголовки. Для <Венецианской серии> (гравюра, 1880) характерно разрушение контуров и стремление передать атмосферные эффекты, в частности, при изображении силуэта венецианского дворца, отражающегося в воде канала. После 1880 Уистлер защищает свои творческие позиции в своих выступлениях и статьях; во Франции его поддерживают Гюисманс, братья Гонкуры, Гюстав Жеффруа и Малларме,

Дата публикации: 28-8-2010
Прочитано: 1591 раз
-  1  -
 1  | 2[>]