Поиск по сайту


       



ГЁртин Томас Girtin Thomas

1775, Лондон - 1802, там же
ГЁРТИН Томас Girtin, Thomas (1775, Лондон - 1802, там же) английский художник Он учился живописи у некого Фишера, а потом, в 1789, у акварелиста и топографа Эдварда Дайеса. В 1792 Дайес и Гёртин работали вместе с антиковедом Джеймсом Муром, ставшим первым покровителем Гёртина, который получал от него шесть шиллингов в день и, вероятно, сопровождал его в поездке по Шотландии в 1792. Около 1790 по заказу Джона Рафаэля Смита он исполнил цветную гравюру, во время работы над которой он познакомился с Тёрнером. В начале творческой карьеры Гёртина его стиль был близок манере Дайеса, но уже в 1794 он приобретает индивидуальную выразительность, о чем свидетельевуют его рисунки <Собор в Питерборо> (1795, Оксфорд, музей Ашмола), <Личфилд Вест Франте> (там же). В 1797 Тёрнер и Гёртин работали вечерами у доктора Монро, копируя неоконченные рисунки Казенса. В 1796 Гёртин посетил Северную Англию и Шотландию, где писал архитектурные виды ( <Собор в Дареме>, 1799, Манчестерский университет, гал. Уитворт), в следующем годуюго-западные районы и, наконец, в 1798 - северный Уэльс. В конце XVIII в. Гёртин написал огромную панораму Лондона ( <Эйдометрополис>), показанную публике в день его смерти. В 1800-1802 он жил в Париже, где исполнил серию офортов в карандашной манере, возможно, эскизов для проекта, аналогичного <Эйдометрополису> (опубликованы только после смерти художника). Он бесспорно является одним из самых ярких акварелистов своего времени и. если бы не его ранняя смерть, он мог бы стать выдающимся художником. <Если бы Гертин был жив, - восклицал его друг Тёрнер, - я бы умер от голода>. Гертин усовершенствовал акварельную технику, отказавшись от монохромных цветов в пользу богатого и яркого колорита и применив сероватую бумагу. В поздней картине <Аббатство Клркстолл, вечер> (1800. Лондон, музей Виктории и Альберта), он освобождает композицию от антикизированных мотивов и строит ее на основе естественных форм и эмоционального воздействия цвета. Он писал чистые пейзажи, особенно, песчаные равнины и горы, он мог с легкостью оставлять на первом плане пустое пространство, уводя взгляд на дальний план. Его понимание пространства и расположение холмов и долинпросто замечательны. И главное, он освободил акварель от зависимости от архитектурного или топографического рисунка, что позволило ей соперничать с масляной живописью. В Британском музее находится более ста его произведений.

Дата публикации: 23-7-2010
Прочитано: 1316 раз