Поиск по сайту


       



Жанр Жанровая Живопись

Слово жанр, указывающее на определенный иконографический тип живописи
а также привнесенные из нидерландской живописи морализированные произведения ( <Два возраста женщины>, Ренн), и многочисленные <купающиеся женщины> или <женщины за туалетом>. В Италии художники Камни и Пассаротти создали вариации на темы произведений Артсена (например, картины А. Каррачи <Бобовая похлебка> и <Молодой человек с обезьяной>). В Венеции Бассано в своих пасторалях на библейские сюжеты придал <жанру> достоинство и монументальность. Наконец, в Германии отец и сын Кранахи воспроизводят в своих картинах нидерландские по происхождению сцены морализирующего <жанра>. XVII столетие во всех европейских школах живописи было великим веком <жанра>. Нидерландское влияние теперь дополняется караваджизмом, который своими эффектами светотени полностью обновил темы и манеру трактовки жанровых сцен. Караваджо обращается к <жанру> в таких произведениях, как <Гадалка> (Париж, Лувр), однако вкус к простонародным типажам отличает все его картины. Влиянием Караваджо отмечены работы приезжавших в Рим итальянцев (Манфреди), французов (Валантена, Ренье, Турнье, а также Ж. де Латура) и голландцев (А. Янсенса, Т. Ромбоутса, Г. ван Хонтхорста, X. Тербрюггена). В Риме появляется и жанр <бамбоччанти> (П. ван Лар, Я. Миль, нередко подражавший Себастьяну Бурдону). Во Фландрии и Голландии в конце XVI в. еще чувствуется влияние Брейгеля (X. Бол, М. ван Клеве, Давид Винкбонс, у которого уже заметна элегантность, присущая группе хаарлемских художников, основателем которой был Д. Бёйтевех). С его помощью осуществляется переход от изображения дворцовых интерьерных видов, унаследованных от XVI в. (что еще встречается у Иеронима Франкена), к более интимным, буржуазным, но не менее элегантным сценам. Архетипом этих галантных сцен, возможно, была картина Франса Халса, погибшая в Берлине в 1945. Дирк Хале, младший брат и ученик Франса, X. Г. Пот, И. Элиас, а также амстердамцы П. Кодде и Биллем Дейстер специализировались на такого рода изображениях. Другие художники испытали влияние Рембрандта - Н. Мае, А. ван Остаде, живописец и замечательный гравер Г. Доу ( <Женщина, страдающая водянкой>, Париж, Лувр), Франс ван Мирис. Другая группа произведений связана с Яном Вермером, в творчестве которого <жанр> возвышается до медитаций, вызванных натюрмортами ( <Женщина, примеряющая ожерелье>, БерлинДалем, музей). Метсю близок духу Вермера, тогда как Терборх предпочитает сцены с несколькими галантными персонажами, столь частыми в голландской жанровой живописи. Питер де Хох помещает своих персонажей в сложные, пораз- ному освещенные пространства анфилад. В середине века <народная> тенденция представлена Яном Стеном, оптимизм и видение которого сближают его с Франсом Халсом. В конце века голландский <жанр> приобретает более элегантный характер, в нем появляются искусственные позы (А. ван дер Верф). По сравнению с Голландией, в других европейских странах жанровая живопись получила гораздо меньшее распространение. Так, во Фландрии, где преобладала живопись Рубенса на религиозные и мифологические сюжеты (хотя луврская <Кермесса> - один из шедевров <жанра>), было мало чисто жанровых художников; особняком стоит гениальный А. Браувер ( <Драка крестьян, играющих в карты>, Мюнхен), с его несколько

Дата публикации: 29-8-2010
Прочитано: 2163 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]