Поиск по сайту


       



Жанр Жанровая Живопись

Слово жанр, указывающее на определенный иконографический тип живописи
шероховатой манерой, в противоположность искусному Давиду Тенирсу, у которого также можно найти некоторые жанровые мотивы, однако отличные от дерзновенного Браувера. Во Франции братья Ленен и их последователи (Ж. Мишлен. Мастер Свиты и др.) трактовали свои интерьерные сцены и крестьянские группы в типично французской меланхолической манере, сильно отличавшей их от витальности голландского <жанра>. В Испании жанровая живопись также была мало распространена, за исключением творчества великих мастеровВе- ласкеса ( <Носильщик воды>) или Мурильо ( <Женщина в окне>). В конце XVII в. в Италии в <жанре> работали Джузеппе Мария Креспи ( <Женщина с блохой>) и Маньяско, чьи картины имеют визионерский характер, а персонажи превращаются в стаффажные фигурки (те же черты можно видеть у Черути и Тодескини). Пьетро Лонги, ученик Креспи и крупнейший в Италии XVIII в. мастер жанровой живописи, близок Ватто и Ланкре. Новый расцвет <жанра> связан с французской живописью XVIII в., в которой галантные праздники Ватто сыграли ту же роль, что и сцены карточной игры Браувераво фламандской живописи XVII столетия. Одной из лучших жанровых картин эпохи можно считать работу Ватто <Вывеска Жерсена>. В 1769 Ж.-Б. Грёз был принят в Академию в качестве <художника жанра>; в его произведениях сочетаются темы, впервые появившиеся еще в XVI в. (изображение жизни буржуа или крестьян), символичная чувственность и эротизм, объекты повседневной жизни и, наконец, нравственные элементы. Произведения Буше, Детруа и Ванлоо менее важны для истории французского <жанра>, достигшего своего апогея в искусстве Шардена. Отмеченные голландским влиянием, его работы, однако, превосходят их изяществом и тонкостью в передаче человеческих чувств и отношений. Дальнейшее развитие жанровой живописи во Франции связано с последователями ШарденаЖора, Леписье и др., а также с Оливье и СентОбе- ном. Англичанин Хогарт отличается от Шардена своей иронией и характером моралиста ( <Модный брак>, 1745, Лондон, Нац. гал.). В Испании мастером жанровой живописи станет в конце века Гойя (а также Л. Парет). Если XIX столетие и не стало веком <жанра>, это было связано не столько с отсутствием талантливых художников, сколько с теми новыми условиями, в которых они теперь работали, - полное размывание границ <жанра> и уход на второй план религиозной живописи. В начале века во Франции работали Бойи и Демарна, а немного позжеДомье (острое зрение которого заставляет вспомнить Стена и Хогарта) и, особенно, Мейссонье. Импрессионизм, хотя и использует некоторые темы, которые можно назвать жанровыми, глубоко трансформирует их смыслы. Как отмечает Фридлендер, <прямое восприятие природы ведет к личности, к портрету и отодвигает типичное, жанровое... Видя танцоров Ренуара мы не говорим: <Так танцевали в Париже>, - но, скорее, задаемся вопросом: <Кто эти господин и дама?>. Однако <жанр> не умер в эпоху импрессионизмаоб этом свидетельствуют работы Сезанна ( <Игроки в карты>), Ван Гога и ТулузЛотрека. Пикассо изображает свою мастерскую, апеллируй к искусству Вермера. Но подлинный мастер жанровой живописи XX в. придет из страны, в которой повседневность особенно богата открытиями, - американец Эдвард Хоппер ( , 1939, НьюЙорк, Музей современного искусства).

Дата публикации: 29-8-2010
Прочитано: 2326 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3