Поиск по сайту


       



Иконография

Иконография - это изучение смысла изображения
Художники широко использовали подобные книги для точности в изображении античных сюжетов или для создания аллегорий, начиная с самых простых и легко узнаваемых. Таким образом, иконографические исследования древнего искусства порождали новые произведения искусства и, одновременно, служили для их интерпретации. Эта традиция процветала на протяжении всего XVII в. в работах Джироламо Алеандро Младшего, Джованни Пьетро Беллори или Клода Менестрье, которые, в свою очередь, влияли на мифологическую живопись ученых художников, таких, как Пуссен. Она достигла своего апогея в начале XVIII в. в компендиуме Монфокона <Объясненная Античность> ( - Париж, 1719, дополненное издание). Иконографический подход к античности породил метод систематизации произведений по их сюжетам. Эта практика, идущая от Монфокона до Кларака ( <Музей античной и современной скульптуры>; , Париж, 1826-1853) и С. Рейнаха ( <Опись греческой и римской скульптуры>; , Париж, 1897-1898) и характерная практически для всех работ по античным камеям, оказалась особенно плодотворной, в частности, когда другие системы, хронологические или топографические, были неприемлемы. Тематическое разделение, использованное Адамом Бартчем ( <Художникгравер>, первое изданиеВена, 1802-1820), установило метод, часто повторяемый в последующих каталогах. Развитие современной иконографии. Развитие иконологии как особой дисциплины внутри истории искусства в большой степени обязано Аби Варбургу и его школе, хотя сам он не был иконологом в современном смысле слова. Задачей Варбурга было открытие того, что оставило европейской цивилизации язычество; и распутывая смыслы некоторых произведений, таких как фрески астрологического цикла в палаццо Скифаноя в Ферраре, он гораздо меньше интересовался собственно произведением искусства, чем самой культурой, где сохранилась астрологическая вера и где античные божества были представлены в этой обесцененной форме (А. Варбург, , Лейпциг, 1932; Э. Гомбрих, <Интеллектуальная биография Аби Варбурга>; , Лондон, 1970). Иконографической терминологии он завещал понятия <формального пафоса> ( ), подразумевающее выразительный жест в античности, и <инверсии>, обозначающее столь выразительный жест, который может появиться вновь только в своей прямой противоположности (например, оторванная вакханкой голень ноги на саркофаге Пантея появляется вновь у Донателло, чудесным образом вновь помещенная на место св. Антонием Падуанским). А. Варбург имел много учеников, получивших образование в его институте, который заложил основу изучения иконографии. Один из них, Фриц Заксль, остался верным методу своего учителя, делая акцент на содержании образов (в частности, с помощью средневековых энциклопедий) и обращаясь к тем культурам и религиям, которые занимали эрудированных гуманистов: к культу Митры или к брошюрам эпохи Реформации (Ф. Заксль, <Лекции>; , Лондон, 1957). Эрвин Панофски перенес иконологический анализ на само произведение искусства. Иконология играет доминирующую роль во всех его работах; <Исследования по иконологии> ( ) посвящены методам иконологического анализа и дают несколько блестящих примеров его применения. Другие

Дата публикации: 3-6-2010
Прочитано: 1520 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]