Поиск по сайту


       



Караваджизм

Революция Караваджо в области формы и иконографии живописи явилась ре зультатом радикального изменения отношений между художником и внешним миром.
творчество Караваджо. Об этом красноречиво говорят документы: в 1593, благодаря Борджанни, в Мадриде появились прибывшие из Севильи картины ломбардского мастера, исполненные для госпиталя Консоляционе (не сохранились), а в 1600 - копия композиции <Распятие апостола Петра>. Борджанни вновь приезжает в Мадрид в 1605, предварительно изучив последние римские работы Караваджо, две из которых были привезены к испанскому двору графом де Беневентом (в частности, <Распятие апостола Андрея>, написанное Караваджо в неаполитанский период). В собрании адмирала Энрикеса де Кабреры была картина <Саломея с головой Иоанна Крестителя> (нынеМад- рид, Кор. дворец). В первой половине XVII в. в Севилье и Валенсии появляются многочисленные копии с произведений Караваджо ( <Уверение Фомы>, <Снятие с креста>). Две из них были исполнены Хуаном де Рибальтой, сыном основателя валенсийской школы, художника очень одаренного, но, к сожалению, рано умершего. Уставшие от маньеризма, испанские художники были особенно предрасположены к тому, чтобы придать широкий размах <героическому популизму> Караваджо. Кроме того, они были подготовлены к встрече с ним двумя предшествующими волнами реалистической и светотеневой живописи, расцвет которой современные испанские исследователи датируют 1570-1600: ночная пастораль, зародившаяся в Венеции (поздний Тициан и, особенно, Бассано), представленная Наваррете в Эскориале, Эль Греко в Толедо и развитая в творчестве Орренте в начале XVII в.; и линия, берущая свое начало в Толедо около 1600 в очень пластичных произведениях Луиса Тристана, независимого последователя Эль Греко, и Санчеса Котана (главным образом, в его натюрмортах). К этому направлению можно отнести и зрелое творчество Рибальты, каталонца по происхождению, но сформировавшегося в Кастилье, а позже обосновавшегося в Валенсии. На этом фоне караваджизм выглядит очень естественно. Караваджизм стал для испанских художников образцом скульптурного <рельефа> (этот термин употреблял Пачеко) и новых возможностей светотеневого контраста. Академические теоретики, несмотря на всю их враждебность, пошли на уступки: Пачеко советует изучать рельеф, если требуется дать идеалистическую интерпретацию человеческого лица в картинах на библейские сюжеты, что является хорошей школой для молодых художников, а также тех, кто изображает рыбные лавки, <бодегоны>, животных, фрукты и пейзажи (Веласкес в своих первых произведениях следовал этому совету). Сам Кардучо, который в 1634 назовет Караваджо неким Антихристом, признанным разрушить живопись, окажется под его влиянием и во многих своих картинах будет использовать караваджистскую светотень. Помимо Риберы, великого и очень испанского по своему мироощущению мастера, но восходящего в своем творчестве к Караваджо и Италии, вся прогрессивная испанская живопись развивалась в 1620-1635 в русле караваджизма. Так, Рибальта в своих поздних произведениях (ок. 1625, <Евангелисты и святые>, монастырь Порта Коэли) смело использует светотень, вероятно, под влиянием своего сына Хуана (влиянием, которое восходит к Италии). Севильские произведения Веласкеса также

Дата публикации: 3-6-2010
Прочитано: 1605 раз
-  7  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |  7  | 8[>]