Поиск по сайту


       



Фуке Жан Fouquet Jean

ок. 1420, Тур - 1477/1481, там же
Жювенеля дез Юрсена, канцлера Франции (Париж, Лувр), представляет собой, одновременно, очень пластичный портрет и символический образ социального благополучия, что выражено в помпезности позолоты и гербов. Это произведение следует датировать около 1460, поскольку формы здесь менее скульптурны; эту дату подтверждает возраст и костюм модели (подготовительный рисунок - Берлин, Кабинет эстампов). Миниатюры (ок. 1460-1475). Большую часть творческого наследия Фуке составляют миниатюры, в исполнении которых иногда принимала участие его мастерская. Миниатюры в книге <Жизнь знаменитых мужчин и женщин> Боккаччо (Мюнхен, Гос. библиотека), исполненные в 1458 по заказу Лорана Жирара, генерального инспектора финансов, созданы Фуке в сотрудничестве с его учениками, за исключением большого фронтисписа, изображающего <Суд над герцогом Алансонским>, состоявшийся в 1458. По своей композиции, эта миниатюра является одним из шедевров Фуке. Дата и заказчик <Больших хроник короля Франции> (Париж, Нац. библиотека) не известны. Возможно, они были исполнены в 1458 для Карла VII; стилистически эти миниатюры близки иллюстрациям из книги Боккаччо: небольшие исторические картины, часто состоящие из двух смежных эпизодов, менее изящные (в сравнении с миниатюрами из <Часослова Этьена Шевалье>), но пронизанные величественным духом истории, присущим более поздним значительным произведениям художника. Около 1470 для Людовика XI Фуке исполняет фронтиспис к <Уставу ордена св. Михаила> (Париж, Нац. библиотека), изысканный по колориту и раскрывающий величие власти. В последний период жизни художника (1470-1475) созданы четыре листа <Древней истории> (Париж, Лувр) и <Иудейские древности> (Париж, Нац. библиотека), рукопись из собрания герцога Беррийского, оставшаяся незаконченной и завершенная Фуке для Жака д'Арманьяка около 1475. Художник исполняет здесь грандиозные исторические картины в миниатюре, уменьшая размеры персонажей и сливая воедино различных персонажей в общую людскую массу, наполняющую бесконечные пейзажи; мягкие тона, туманная, пепельного оттенка, атмосфера еще больше расширяет и объединяет композиции. В этих последних произведениях, художник стремится передать уже не только монументальность человеческого образа, но и движение людских масс, что придает повествовательным историческим событиям больший размах. Фуке был единственным художником своего времени, обладавшим эпическим видением истории, чье величие соразмерно Библии и античности. Фуке приписываются многие миниатюры, главным образом, из часословов; менее значительные, часто разные по духу, они были, скорее, созданы его мастерской или неизвестными мастерами, сформировавшимися под его влиянием, возможно даже его сыновьями (Париж, Нац. библиотека и библиотека Мазарини; НьюЙорк, библиотека Пьерпонт Морган; Шеффилд, Художественная гал.; Гаага, библиотека). Однако, помимо этого непосредственного влияния, проявившегося в округлости форм, в выборе декоративного обрамления, в типологии двухрегистровой композиции, у Фуке не было ни настоящих учеников, ни последователей: идеи Ренессанса, предвестником которого

Дата публикации: 1-6-2010
Прочитано: 1235 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]