Поиск по сайту


       



Халс Франс Hals Frans

между 1581 и 1585, Антверпен - 1666, Харлем
Халс Франс Hals Frans

ХАЛС Франс Hals, Frans (между 1581 и 1585, Антверпен - 1666, Харлем) голландский художник Жизнь Франса Халса. Биографические сведения о столь известном художнике, каким был Франс Хале, фрагментарны и недостаточно точны; его жизнь описана многими романистами. Франс Хале был исключительно портретистом, и вся его долгая карьера проходила в Харлеме. Его главные творения и поныне хранятся в музее этого города. В 1591 семья Халса уже обосновалась в Харлеме, поскольку известно, что в этом году здесь был крещен его брат Дирк. В 1600-1603 Франс учится у художника Карела ван Мандера, прославившегося своей <Книгой о художниках>, изданной в 1604. Его влияние на юного ученика, возможно, не было определяющим; Хале никогда не ездил в Италию, как того требовали харлемские приверженцы маньеризма. Первые известные нам работы Халса относятся примерно к 1610, когда в возрасте около 30 лет художник стал членом гильдии св. Луки в Харлеме. В 1611 был крещен его первый сын, Хармен, ставший впоследствии художником; от второго брака у него будет еще восемь детей. В 1616 Хале получил первый крупный заказ на картину <Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия>. В 1633 он пишет групповой портрет членов амстердамской стрелковой корпорации полковника Рейнера Реада, а в 1641 - <Регентов госпиталя св. Елизаветы> в Харлеме. В 1644 Хале входит в совет гильдии художников Харлема. С 1654 жизнь Халса омрачается - в этом году он лишается своего имущества; в 1662 муниципалитет назначает ему пожизненное ежегодное пособие в 200 флоринов, которое он начинает получать с 1663. В 1664, в возрасте около 80 лет, Хале пишет для приюта пристарелых, поразительные портреты регентов и регентш. 1 сентября 1666 художник был похоронен в хоре ц. св. Бавона в Харлеме. Таким образом, его старость напоминает поздние годы Рембрандта, умершего разоренным. Характер творчества Халса. Хале, родившийся примерно за 20 лет до Рембрандта, поступает в мастерскую Карела ван Мандера и обучается в кругу харлемских маньеристов, в соприкосновении с гравюрами X. Голциуса и, главное, первыми корпоративными картинами К. Корнелиса ван Харлема, родоначальника традиции групповых поясных портретов, в которых персонажи нагромождаются друг на друга. Вскоре, отказавшись от итальянизма харлемских мастеров, Хале стремится к максимальной объективности по отношению к модели: <При этом умирает итальянский образ человека> (Андре Мальро). Хале, как и многие его современники (Б. ван дер Хелст, Я. А. ван Равестейн и другие), был живописцем голландской буржуазии XVII в. В своих больших патриотических композициях ( <Регенты>), а так же в портретаххаракте- рах он не стремится выйти за рамки физического сходства модели; его гений проявляется лишь в новой живописной свободе, в индивидуальной палитре, в концепции колорита, освещения, мазков. Раннее творчество. Его творчество, состоящее исключительно из портретов, можно точно проследить, благодаря множеству подписных и датированных картин. Его первые произведения относятся примерно к 1610 ( <Портрет Якобуса Заффиуса>, 1611, Харлем, музей Ф. Халса; портрет человека, держащего

Дата публикации: 24-6-2010
Прочитано: 1215 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]