Поиск по сайту


       



Халс Франс Hals Frans

между 1581 и 1585, Антверпен - 1666, Харлем
череп (Бирмингем, Барберовский Институт искусства); в них еще сохраняется некоторая напряженность, присущая художникам XVI столетия, таким, как Корнелис Кетел, Антонио Моро или Дирк Барендс. Однако уже в них Хале порывает с маньеризмом и находит основу своего стиля, его телесность и материальность. Сам сюжет его композиций, например, <Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия> (1616, Харлем, музей Ф. Халса), оставался традиционным, близким картине того же содержания, исполненной К. Корнелисом ван Харлемом. Хотя композиционные связи здесь еще не достаточно прочны, Хале, однако, уже отходит от статики персонажей, что было характерно для его предшественников, и передает некое воодушевление и пространственную свежесть - наклоном поз, большими диагоналями в построении композиции и иногда смелыми и мощными мазками. Так в его картинах появляется непосредственность поз и экспрессий, которую ни один другой портретист не мог уловить столь живо. В очаровательной работе <Ребенок с кормилицей> (ок. 1620, БерлинДалем, музей) отсутствует та болезненность детского облика, которая была характерна для <инфантов> Веласкеса. Модели не позируют Хаясу, но предстают перед художником в своих естественных позах, соответствующих их темпераменту. Эти позы никогда не повторяются. Картина <Супружеская пара в парке> (ок. 1622, Амстердам, Гос. музей), которую иногда ошибочно рассматривают как автопортрет художника, представляет собой один из редких пейзажных опытов Халса. Отблески света накладываются здесь на несколько холодную и монотонную карнацию предшественников художника. В палитре Халса темные тона дают цветные блики и допускают светлые тона ( <Улыбающийся кавалер>, 1624, Лондон, собрание Уоллес; <Портрет Исаака Масса>, Торонто, музей; <Портрет Виллема Ван Хейтхейсена>, Мюнхен, Старая пинакотека). Портретыхарактеры. Примерно с 1620-1625 и до 1630 Хале исполняет большую серию портретовхарактеров - <Шут, играющий на лютне> (Париж, Лувр), <Веселый пьяница> (Амстердам, Гос. музей), <Цыганка> (ок. 1628-1630, Париж, Лувр), тревожная <МаллеБаббе> - старая колдунья с филином (БерлинДалем, музей), <Мулат> (Лейпциг, Музей изобразительных искусств), <Поющие мальчики> (Кассель, музей), <Двое детей> (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена). Эти темы заимствованы Халсом у утрехтских караваджистов. Быстрая кисть художника здесь способна одновременно передать освещение, локальный тон, одушевление и телесность персонажей. Композиции Халса не всегда удачны, его желание оживить картину иногда приводит к полной беспорядочности, как, например, в групповом портрете <Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана> (Харлем, музей Ф. Халса). Поэтому с 1630-1635 художник стремится упростить свои композиции, сделать их менее случайными; фон становится темнее, и палитраболее яркой. В <Групповом портрете стрелков роты св. Адриана> (1633, там же) лишь наклон голов и фигур оживляют горизонтальную, длинную и очень статичную композицию. Здесь вновь Хале вводит пейзажный фон; однако, этот весьма условный и угрюмый задний план был, возможно, написан учеником Халса (как пейзаж в портрете <Офицеров стрелковой роты св. Георгия>, 1639, там же). Позднее творчество. Портрет <Регентов госпиталя св. Елизаветы> (1641, Харлем, музей Ф. Халса) отмечает последнюю перемену в манере художника и предвещает его поздние работы. Здесь сказалось влияние Рембрандта

Дата публикации: 24-6-2010
Прочитано: 1239 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]