Поиск по сайту


       



Халс Франс Hals Frans

между 1581 и 1585, Антверпен - 1666, Харлем
- в игре косых лучей света и, особенно, в большей напряженности и сосредоточенности атмосферы, в большей выразительной силе; палитра Халса не меняется, он лишь придает тонам серебристые оттенки и усиливает черный цвет: два <Мужских портрета> (Лондон, Нац. гал., НьюЙорк, музей Метрополитен); портрет Йозефа Койманса (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) и его супруги (Балтимор, Музей искусства); портрет Стефануса Герардтса (Антверпен, Кор. музей изящных искусств) и его супруги (Париж, собрание Ротшильда). Хале все больше играет на контрасте белого и черного и смягчает очертания форм ( <Мужские портреты>, Париж, музей ЖакмарАндре; Кассель, музей; Гаага, Маурицхёйс, 1660; <Портрет В. Круса> (Мюнхен, Старая пинакотека). Кроме того, объективность, бывшая его характерной чертой, уступает свое место экспрессионистской тенденции, внутреннему напряжению, которое делает столь пронзительными картины <Регенты приюта для престарелых> и, особенно, <Регентши приюта для престарелых> (обе - 1664, Харлем, музей Ф. Халса), по поводу которых, возможно, Клодель написал: <Ни у Гойи, ни у Эль Греко, нет ничего столь поучительного и столь пугающего, поскольку даже ад для нас менее страшен, чем промежуточная зона>. И хотя Фромантен в своей книге <Старые мастера> исключительно осторожен в отношении этих последних шедевров Халса (была ли то безграничная отвага художника, или же рука более чем восьмидесятилетнего мастера просто ослабела), их можно считать предвестниками новой живописи. В XIX столетии молодые художники, в частности Эдуард Мане, будут опираться на смелую технику Халса. Среди его учеников были Питер Кодде, Ян Минзе Моленар, Юдит Лейстер, но лишь Адриан Браувер, посещавший его мастерскую в 1628, в своем творчестве сумел подняться на высоту гения Франса Халса.

Дата публикации: 24-6-2010
Прочитано: 1214 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3