Поиск по сайту


       



Хоббема Мейндерт Hobbema Meindert

1638, Амстердам - 1709, там же
Хоббема Мейндерт Hobbema Meindert



ХОББЕМА

Мейндерт Hobbema, Meindert (1638, Амстердам - 1709, там же) голландский художник Хоббема учился в Амстердаме у Якоба ван Рёйсдала в 1657-1660, а возможно, и позже, и был связан с ним дружбой. О его жизни нам известно очень мало. В 1668 он женился на служанке, от которой имел трех детей. В следующем году он был назначен дегустатором вин и масел в Амстердаме. Эта деятельность захватила его настолько, что его художественная активность значительно снижается. Вероятно, Хоббема постоянно жил в Амстердаме. Возможно также, что он работал в Гелдре или Оверейсселе, или же близ Дюссельдорфа, как полагает ТореБюргер. Пейзажи Хоббемы, без сомнения, изображают не какуюлибо определенную местность, а некие пейзажные мотивы, настоящие сюжеты на темы природы, навеянные предшествовавшими композициями Рёйсдала, влияние которого будет сказываться в творчестве Хоббемы вплоть до 1664. Самая ранняя из его известных работ датируется 1658 и изображает <Речной пейзаж> (Дейтройт, Институт искусств) - излюбленную тему его молодости. <Пейзажи>, исполненные в 1659 (Гренобль, Музей изящных искусств; Эдинбург, Нац. гал. Шотландии), а также лесные пейзажи ( <Дом в лесу>, Лондон, Нац. гал.; <Ферма на опушке леса>, 1662, Мюнхен, Старая пинакотека) отражают композиционные приемы Рёйсдала. С высочайшей точностью он изображает листву ( <Лесной пейзаж в Харлеме>, 1663, Брюссель, Кор. музей изящных искусств; <Лес>, СанктПетербург, Гос. Эрмитаж; <Деревня в лесу>, 1665, НьюЙорк, собрание Фрик). Вид <Шлюза в Харлеме> (Лондон, Нац. гал.) представляет собой один из редких городских пейзажей, исполненных художником в 1662. В своих зрелых работах Хоббема отходит от манеры Рёйсдаля: его кропотливый реализм и точное следование мотиву противостоят обобщающему взгляду последнего. Хоббема дробит форму до мельчайших деталей; картина <Водяная мельница> (Париж, Лувр) являет собой шедевр аналитической точности художникаФромантен подчеркивает, что его живопись напоминает утонченную гравюру. Дальние планы его пейзажей слишком детализированы: ощущение бесконечности, возвышенного, присущее работам Рёйсдаля, уходит из пейзажей Хоббемы. Наконец, ему чужд предромантический лиризм. Натурализм и внутренняя поэтичность природы проявились с особой силой в таких картинах, как <Пейзаж, освещенный солнцем> (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена), <Домик на берегу реки> (Амстердам, Гос. музей), <Вид Девентера> (Гаага, Маурицхёйс), <Дорога в лесу> (Лондон, Нац. гал.). Эти пейзажи, как и рисунки (Амстердам, Гос. музей; Харлем, музей Тейлера; Париж, Пти Пале), исполнены, вероятно до 1669. В своем творчестве Хоббема постоянно возвращался к теме <Водяной мельницы> (шесть вариантов, почти идентичных, находятся в Гос. музее в Амстердаме, Кор. музее изящных искусств в Брюсселе, Художественном институте в Чикаго, собрании Уоллес в Лондоне). Один и тот же мотив появляется как в вертикальных, так и в горизонтальных композициях, а изобилие деталей делает эти пейзажи как бы застывшими. Вместе с тем, художник, стремясь добиться совершенства, нередко поддается соблазну шаблона, что лишний раз доказывает его слабость к вариациям на одну тему. Иногда гармоничность

Дата публикации: 1-8-2010
Прочитано: 1286 раз
-  1  -
 1  | 2[>]