Поиск по сайту


       



Ходлер Фердинанд Hodler Ferdinand

1853. Берн - 1918, Женева
многократно повторяются, предвещает Югендстиль. И лишь картины <Любовь> (1908, частное собрание) и <Взгляд в бесконечность> (1915, Базель, Художественный музей), с ее гармонией пяти фигур в голубых тонах, лишены излишней жестикуляции. В знаменитой фреске, изображающей йенских студентов, выступающих на войну с Наполеоном в 1813 (1907-1908, Йенский университет)? Ходлер разворачивает повествование в двух регистрах: внизу солдаты, готовящиеся к отъезду, вверхумарширующая колонна. Прерывистый ритм силуэтов и самой композиции делает ее одним из важнейших произведений монументальной живописи XX в. Помимо многочисленных портретов, - мужских голов с лицами, словно высеченными в камне, или покорных женских образов ( <Итальянка>, 1910, Базель, Художественный музей), - Ходлер исполнил около 50 автопортретов ( <Автопортрет>, 1914, Шаффхауз, музей), чье значение для его творчества сравнимо с автопортретами Ван Гога, Сезанна или Мунка. В двух циклах, посвященных теме смерти, Ходлер вновь обращается к реалистической манере. Первый (1909) посвящен натурщице и матери его сына ( <Автустина Дюпен на смертном одре>, Солер, Музей изящных искусств); второй (1914-1915) - своей остротой и едким колоритом создает потрясающие и, в то же время, светлые образы, аналогичные произведениям Жерико или Кете Кольвиц. Наконец, в пейзаже Ходлер находит темы, наиболее соответствующие его темпераментудеревья, течение реки и, особенно, озера и горы. В трактовке форм и плоскостной перспективе озер, в которых отражаются горные цепи, увенчанные облаками, заключено классическое мировосприятие художника ( <Озеро Сильваплана>, 1907, Цюрих, Кунстхауз). Мощные, очерченные широкой кистью, горные хребты, кажется, порождают некую первичную жизненную силу ( <Брайтхорн>, 1911, Люцерн, Художественный музей). Космизм некоторых его пейзажей ставит Ходлерапейзажиста в один ряд с Ван Гогом и Сезанном ( <Туман в окрестностях Ко>, 1917, Цюрих, Кунстхауз). В истории швейцарского искусства Ходлер занимает отдельное, даже изолированное место. Его творчество не было непосредственно связано с какимилибо современными ему течениями; хотя Ходлер и оказал значительное воздействие на целое поколение немецких и австрийских экспрессионистов, он не создал школы даже среди своих швейцарских сторонников. Его творчество принадлежит в основном XIX в., но своей монументальностью, оно, во многом, предвосхитило искания XX столетия. Наиболее значительные произведения Ходлера представлены в музеях в Базеле, Женеве, Цюрихе и Берне. В 1988 большая выставка его работ (75 произведений из швейцарских музеев) проходила в СанктПетербурге (Гос. Эрмитаж) и Москве (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Дата публикации: 1-7-2010
Прочитано: 1711 раз
-  2  -
[<]1 |  2