Поиск по сайту


       



Шагал Марк Chagall Мак

1887, Лиозно, близ Витебска - 1985, СенПоль-деВанс
и восстает против Малевича. В 1920 он отказывается от должности и уезжает в Москву, где работает в Еврейском театре (декорации и костюмы для трех пьес ШоломАлейхема, 1921). Картины этого второго русского периода близки предыдущимвиды Витебска, грандиозные композиции, вдохновленные его женитьбой на Белле ( <Двойной портрет с бокалом>, 1917, Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду). Отдельные работы свидетельствуют о сильном влиянии кубизма, но художник при этом сохраняет удивительную верность своему внутреннему духу ( <Кубистический пейзаж>, 1919) или создает очень пастозные работы ( <Отец>, 1921). В 1922 Шагал покидает Россию. Возвращение во Францию (1923-1941). Он останавливается в Берлине (1922-1923), где знакомится с Гроссом, Хофером, Архипенко и осваивает различные техники гравюры. Для Пауля Кассирера он исполняет гравюры к автобиографической книге <Моя жизнь> (26 офортов и гравюр сухой иглой, опубликованных без текста в Берлине в 1923; французский перевод <Моей жизни> опубликован в Париже в 1931). Этот первый опыт гравюры открывает для Шагала крупные заказы, сделанные Волларом, по возвращении художника в Париж в сентябре 1923 (иллюстрации к <Мертвым душам> Гоголя, 118 офортов, 1924-1925; <Басням> Лафонтена, 100 офортов, 1926-1931; Библии, 105 офортов, 1931-1939, из которых 39 листов были переделаны в 1952-1956). В связи с работой над иллюстрациями к Библии Шагал совершает поездку в Палестину (1931) и Амстердам (1932), где изучает гравюры Рембрандта. Эти графические произведения, опубликованные после второй мировой войны, раскрывают глубокий жизненный смысл текстов. Художник тонко выбирает выразительные средства; так, иллюстрации к <Мертвым душам> исполнены в манере, полной смачного, блистательного комизма, монументальности, смягченной светотенью; главные герои <Басен> стилизованы более свободно; а библейские персонажи трактованы более величественно. В это время особый интерес проявляют к Шагалу сюрреалисты. Бретон высоко оценивает его довоенные произведения, называя их образцами <всеобщего лирического взрыва>; у Шагала бывают Эрнст и Элюар; но это знакомство не получило дальнейшего развития. Манера Шагала теперь менее напряженна, чем это было в ранних работах. Как в графике, так и в живописи он отходит от влияния кубизма и использует, с одной стороны, сочетания черных и белых тонов, а с другой, взаимопроникновение цветов. Шагал теперь лучше знакомится с Францией (он совершает путешествия в Бретань, Овернь, Прованс, Савойю); его бестиарий, возникший еще в Витебске, пополняется теперь изображениями рыб и петухов, помещенных в сложный символический контекст ( <У времени нет берегов>, 1939-1941, НьюЙорк, Музей современного искусства). Все более возрастающее значение приобретает и цветовая гамма, ставшая особым мотивом счастливого видения мира ( <Повенчанные Эйфелевой башней>, 1928). Политическая обстановка все более ухудшалась, это вдохновило Шагала на создание в 1937 <Революции> (которую он затем уничтожил). В том же 1937 художник получил французское гражданство. Картина <Белое распятие> (Чикаго, худ. инст.), созданная в следующем году, положила начало серии символических

Дата публикации: 15-8-2010
Прочитано: 1302 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]