Поиск по сайту


       



Шампень Филипп де

1602, Брюссель - 1674, Париж
рисункиПариж, Пти Пале). Это произведение является одним из ранних свидетельств о тесных контактах художника с картезианским орденом, для которого он много работал ( <Встреча Марии и Елизаветы> для монастыря в Вильнёвлез-Авиньон, ныне - в церкви этого города; <Распятие> для ГрандШартрез, нынеГренобль, Музей изящных искусств). Не был он забыт и вельможами. Хотя значительное число портретов работы Шампеня не сохранилось, по гравюрам и другим дошедшим до нас изображениям мы знаем, что между 1642 и 1660 ему позировал весь французский высший свет: прелаты (кардинал Рец, епископ орлеанский Нец, епископ Шуазель, епископ Лаварден), вельможи (герцог Лонвиль, граф д'Аркур, герцог Ангулемский), государственные министры и секретари (Шавиньи, Генего, Ле Теллье) и др. В этой галерее мало женщин и детей, исключение составляют лишь портреты мадам Бутийе (Париж, Лувр) и детей Монмор (Реймс, Музей изящных искусств); напротив, много художников и интеллектуалов (поэт Вуатюр, архитектор Жак Лемерсье). Шампень был одним из величайших и самых оригинальных портретистов своего времени. Он никогда не исполнял конных портретов, столь любимых Ван Дейком и Веласкесом. В своих парадных портретах он не заботился о физическом сходстве моделей, но хотел передать их сущность, их бытие, схваченное в своей основе, идею того, как личность выражает занимаемое ей место в данной социальной категории. В этом отношении Шампень был близок Декарту и Паскалю, Ларошфуко и Рецу, великим французским <моралистам> того времени. Мастерство портретиста и религиозного живописца подтвердилось тем успехом, которого он достиг перед смертью Ришелье и Людовика XIII, и не внесло бы ничего нового в жизнь Шампеня во время правления Мазарини, если бы не три события, происшедшие между 1642 и 1646. Первоесмерть его сына Клода в 1642, которое повлекло второепросьбу, с которой он обратился к своему племяннику ЖануБатисту приехать из Брюсселя для работы в Париже. И самое важное, третьеотмечающее начало контактам художника с кругом ПорРояль. Эти контакты начались около 1646 благодаря Арно д'Андильи, когда художник исполнил портрет Мартена де Барко (Великобритания, частное собрание) и посмертный портрет СенСирана (несколько вариантов, один из которыхГренобль, Музей изящных искусств). С этого времени отношения между художником и кругом ПорРояль становятся самыми тесными. В 1648 он отдает двух своих дочерей на воспитание в ПорРояль. Тогда же он пишет <Тайную вечерю> (Париж, Лувр) для ПорРояль де Пари, копию которой передает в ПорРояль де Шан. За ней последовали <Св. Бернар> и <Св. Бенедикт> (не сохранились). В 1654 - <Мертвый Христос> (Париж, Лувр), а позже <Добрый пастор> (Гранж, музей) и <Ессе Homo> (там же). <Тайная вечеря>, написанная для ПорРо- яль де Пари, в свою очередь, будет дополнена картинами <Христос и самаритянка> (Кан, Музей изящных искусств), <Мария Магдалина> (Ренн, Музей изящных искусств) и <Иоанн Креститель>. Делая фронтисписы к различным книгам янсенистов, Шампень 14 раз изображал людей круга ПорРояль, часто по их посмертным маскам, иногда ad vivum, но в основном с их ведома. Так, он исполнил

Дата публикации: 20-8-2010
Прочитано: 1037 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]