Поиск по сайту


       



Шарден ЖанБатист-Симеон Chardin Jean-BaptisteSimeon

1699, Париж - 1779, там же
Шарден ЖанБатист-Симеон Chardin Jean-BaptisteSimeon



ШАРДЕН

ЖанБатист-Симеон Chardin, Jean-BaptisteSimeon (1699, Париж - 1779, там же) французский художник Творчество Шардена проходило исключительно в Париже, между улицей де ля Сен, где он родился, улицами Прансес и дю Фур, где в разные годы он имел несколько пристанищ, и Лувром, где он жил с 1757 и до смерти. Ученик ПьерЖака Каза, Шарден поступает затем в мастерскую НоэляНи- кола Куапеля. В 1724 он становится мастером в Академии св. Луки. Спустя четыре года он выставляет в гал. на площади Дофин многочисленные натюрморты, среди которых была и знаменитая картина <Скат> (Париж, Лувр). В том же 1728 он становится членом парижской Кор. Академии, благодаря своим натюрмортам и, вероятно, благожелательной поддержке Никола де Ларжильера, сегодня почти неизвестного. Тогда же он предлагает Академии свои картины <Скат> и <Буфет> (Париж, Лувр). В 1731 он женится на Маргерит Сантар, с которой он был обручен еще в 1720. В том же году у них рождается сын Пьер-Жан, из которого отец напрасно хотел сделать исторического живописца. Несмотря на свои первые успехи, Шардену вынужден был заниматься <мало удовлетворительными> делами. Так, он поступает в помощники к Жану-Батисту Ванлоо для проведения реставрационных работ в Фонтенбло. Именно в этот период Шарден увлекается жанровыми сценами на манер голландских ( <Дама, запечатывающая письмо>, 1733, Берлин, Шарлоттенбург). В 1735 умирает жена художника. В 1737, после долгого перерыва (с 1704, за исключением 1725) открывается очередной Салон, на котором было выставлено восемь картин Шардена. Вплоть до конца жизни художник будет непременным участником Салонов. С 1738 Шарден создает несколько очаровательных детских образов ( <Юноша со скрипкой>, <Мальчик с юлой> (обеПариж, Лувр). В 1740 художник был представлен Людовику XV и поднес королю картины <Трудолюбивая мать> и <Молитва> (обеПариж, Лувр). В 1744 он женится на Маргерит Пуже, пастельный портрет которой (Париж, Лувр) он создал через тридцать лет. Эти годы были периодом его наивысшей популярности. Людовик платит 1500 ливров за <Шарманка> (Париж, Лувр) - единственная картина художника, которую приобрел король. В знак уважения Шардену поручают (с 1755, официально с 1761) <развешивание> картин в Салоне. Эта миссия, исполняемая художником с юмором, позволила ему выделять понравившиеся работы и познакомиться с Дидро, с которым они вместе осматривали Салон. До 1770 репутация Шардена в жанре, который он сделал своей специальностью, возросла, а жизнь текла мирно. Но в 1770 директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена, и последние годы художника были тяжелы. Он лишается различных постов в Академии; критика, удивляясь этому <неутомимому старцу>, этому <живописному феномену>, становится к нему более строгой. Его зрение ухудшается, вынуждая его работать в технике пастели, в которой он пишет в основном портреты (четыре портретаПариж, Лувр). Шарден умирает в безвестности, продлившейся почти век. <...Однажды некий художник продемонстрировал множество способов, чтобы очистить и улучшить свою палитру. Г-н Шарден, нетерпимый к болтовне этого человека, за которым он не признавал иного таланта, кроме холодного и скрупулезного исполнения, заметил: <Но кто вам сказал, что пишут красками?> - <А чем же?> - возразил тот, сильно удивленный. - <Пользуются красками>, - продолжал Шарден, - <но пишут чувством>. Так на следующий день

Дата публикации: 10-8-2010
Прочитано: 2192 раз
-  1  -
 1  | 2[>]