Поиск по сайту


       



Шарден ЖанБатист-Симеон Chardin Jean-BaptisteSimeon

1699, Париж - 1779, там же
после смерти Шардена писал Кошен о своем друге в письме к Айе де Курону, который должен был произнести поминальную речь о художнике перед членами руанской Академии. Действительно, именно чувство отличало живопись Шардена от искусства его современников, специализировавшихся, как и он, в жанрах, считавшихся в то время младшими, - натюрморты и жанровые сцены. Шарден и в самом деле работал в этих двух жанрах, обращаясь к ним по очереди. И если в жанровых сценах он предпочитал голландские образцы, которые интерпретировал на свой лад (в другом масштабе и скрупулезно воспроизводя, например, оттенки шелка), то в натюрмортах (среди которых следует выделить единственный в его творчестве <Букет цветов>, Эдинбург, Нац. гал. Шотландии) - работы Фейта и его соперников, в частности Питера Буля, или, в ранних работах, Ларжильера. Однако для творчества Шардена проблема эволюции не имеет принципиального значения. Натюрморты, исполненные до 1730 (Карлсруэ, Кунстхалле), отличает особенная плотность, менее уравновешенная композиция, менее ритмическая конструкция; для жанровых сцен, написанных около 1740 ( <Разносчица>, 1739, Париж, Лувр; <Гувернантка>, там же; Оттава, Нац. гал.), характерно тесное расположение планов и умение избежать анекдотических деталей. Важно и то, что картины Шардена, художника мещанской жизни, изображают <тихую жизнь> самых обыденных предметов и людей. Никогда художник не был столь величественен, как перед смертью, и чувство, выраженное <Натюрмортом с мертвым кроликом> (Амьен, Музей изящных искусств) или <Натюрмортом с зайцем> (Стокгольм, Нац. музей), лишены анекдотической легкости и не направлены на создание лишь внешнего эффекта. Такие композиции как <Шарманка> (Париж, Лувр, и НьюЙорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры <голландского> интимизма, элегантного и обывательского, переведенного на французский лад, а <Банка с маслинами> (1760, Париж, Лувр) и <Бриошь> (1763, там же) - шедевры иллюзии и веризма, которыми восхищался Дидро: <Итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями!.. Как живо струится воздух вокруг ваших предметов!.. Этоне- вероятная сила красок, общая гармония, острый и подлинный эффект, прекрасные группы, неподражаемая магия мастерства, тонкий вкус в выборе и расположении. Отступите или приблизьтесьостается все та же иллюзия, нет никакого смещения, но и никакой симметрии, ибо здесь налицо - покой и безмятежность>. В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три кратины для дессю-депортов ( <Атрибуты музыки> и <Атрибуты искусств>, Париж, Лувр). Наконец, в поздних пастелях Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, там же и <Портрет жены художника>, 1775, там же) впервые появляются элементы психологизма. По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, что вызывает удивление, ведь современники часто обвиняли его в <лености>. Благодаря более, чем 30 картинам, происходящим из собрания Лаказ, Лувр обладает сегодня самой богатой коллекций произведений Шардена. Его работы представлены также в музеях в Стокгольме, Карлсруэ, Глазго, СанктПетербурге (Гос. Эрмитаж), Москве (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и в музее ЖакмарАндре в Париже. В 1979 была открыта ретроспективная выставка Шардена (Париж, Кливленд, Бостон).

Дата публикации: 10-8-2010
Прочитано: 2121 раз
-  2  -
[<]1 |  2