Поиск по сайту


       



Шонгауэр Мартин Schongauer Martin

ок. 1450, Кольмар - 1491, Брейзах
Шонгауэр Мартин Schongauer Martin



ШОНГАУЭР

Мартин Schongauer, Martin (ок. 1450, Кольмар - 1491, Брейзах) немецкий рисовальщик, живописец, гравер Последний представитель прирейнской мистики, Шонгауэр, наряду с Грюневальдом, Дюрером и Гольбейном, является одним из величайших немецких художников. Его отец Каспар Шонгауэр, ювелир из Аугсбурга, приехал в Кольмар около 1440. Документ, который мог бы прояснить происхождение Мартина, вызывает множество споров. Речь идет о портрете работы Ханса Бургкмайра (ок. 1510, Мюнхен, Старая пинакотека), который представляет собой копию автопортрета Шонгауэра, датированного 1483. Некоторые исследователи читают эту дату как <1453>, что позволяет им определить год его рождения 1425 или 1430 и ошибочно приписать его кисти такие картины, как <Казнь Иоанна Крестителя> (Мюнхен, Старая пинакотека) или <Алтарь Штауффенберг> (Кольмар, музей Унтерлинден). Однако родился Шонгауэр не раньше 1450; эту дату подтверждает и надпись Дюрера на несохранившемся рисунке: <Славный Мартин нарисовал это в 1470, когда еще был подмастерьем>. Вероятно, Шонгауэр учился сначала в мастерской отца, а затем брал уроки у мастеров гильдии живописцев, членом которой он стал. Вопрос о его учебе в 1465 в университете Лейпцига является спорным (поскольку там, возможно, готовили только священников). Хотя его имя неоднократно упоминается в земельном регистре Кольмара, он, кажется, так никогда и не получил звание гражданина этого города. Около 1488 Шонгауэр уезжает в Брейзах, где становится гражданином города и официальным художником (в этом качестве его имя упоминается в 1489). Среди первых бесспорных работ Шонгауэра три рисунка датируются 1469, в частности, <Христос во славе> (Париж, Лувр), который столь близок образу Христа из <Страшного суда> Рогира ван дер Вейдена, что часто говорят о копии. И хотя встреча двух мастеров маловероятна, Шонгауэр, еще будучи подмастерьем, был хорошо знаком с современной ему нидерландской школой, что позволило Вазари считать его учеником ван дер Вейдена. В самом деле, монументальный стиль нидерландского мастера отражается в ранних произведениях Шонгауэра, хотя еще несколько напряженных по исполнению. До нас дошло мало работ этого великого мастера, прославившегося как . Самой значительной из них является <Мадонна в беседке из роз> (1473, Кольмар, ц. СенМартен). Старая копия (Бостон, музей Гарднера) показывает, что доска, на которой написана эта картина, была обрезана со всех четырех сторон (тем самым, пропали фигура БогаОтца и голубь Св. Духа). Обучение ювелирному делу и влияние Рогира ван дер Вейдена предопределили линеарность манеры художника. Шонгауэра интересует здесь не столько развитие сюжета, сколько анатомия и мельчайшие детали декора. Его мягкий рисунок, сведенный только к основным моментам, придает фигурам присущую им пластическую выразительность. Мадонна, одна из самых прекрасных в истории немецкого искусства, погружена в глубокое размышление, ее голова наклонена, передавая всей композиции умиротворенное дыхание тишины. И лишь кружево листьев и тонкая игра цветов смягчает строгую монументальность картины. Из подлинных

Дата публикации: 11-7-2010
Прочитано: 1365 раз
-  1  -
 1  | 2[>]