Поиск по сайту


       



Шонгауэр Мартин Schongauer Martin

ок. 1450, Кольмар - 1491, Брейзах
картин Шонгауэра сохранились лишь немногие. Одна из них - <Алтарь Орлиака>, названный так по имени донатора Жана д'0рлиака (Кольмар, музей Унтерлинден). В его трех створках ( <Благовещение>, <Поклонение>, <Св. Антоний с донатором>) отражается духовная возвышенность, воплощенная в спокойной, идеальной красоте, контрастирующей с прозаической сценой, как правило, доминирующей в поздней немецкой готике. Шонгауэр исполнил также три небольших композиции: <Св. Семейство> (Вена, Музей истории искусств), <Рождество> (Мюнхен, Старая пинакотека), <Поклонение пастухов> (БерлинДалем, музей), - которые являются переложением в живописи некоторых гравюр. Вместе с тем, серьезные сомнения вызывает атрибуция Шонгауэра алтаря ц. Доминиканцев (Кольмар, музей Унтерлинден). Наконец, в 1931 в соборе Брейзаха на западной стене была обнаружена фреска <Страшный суд> - единственное монументальное произведение, вне всякого сомнения созданное Шонгауэром. Его драматичный рисунок, уникальный для искусства всего верхнерейнского региона того времени, угадывается очень легко, несмотря на плохую сохранность фрески. В традиционном <деисусе> сгруппированы фигуры Моисея и ветхозаветных святых; наверхуБог-Отец в окружении ангелов с инструментами Страстей; внизуангелы, будящие мертвых звоном колокольчика. Композицию дополняют толпы праведников и грешников, ограниченные снизу баллюстрадой. Графическое творчество Шонгауэра включает в себя 115 гравюр и сотню рисунков, половина из которых не сохранилась, но известна по копиям того времени. Шонгауэр был одним из первых художников, которые подписывали почти все свои произведения (монограмма с крестом и полумесяцем). Эти работы можно сгруппировать по сериям религиозных сюжетов - <Жизнь Марии>, <Страсти Христовы> и другие, образцы которых хранятся в Британском музее в Лондоне. В большинстве композиций преобладает духовное напряжение, переданное с пронзительной тонкостью в деталях, в духе реализма верхнерейнских мастеров (Мастера Е. S., Мастера игральных карт) - <Не тронь меня> (Лондон, Британский музей), <Несение креста> (там же). Творчество Шонгауэра имело отголосок столь же значительный, сколь и эфемерный. В 1492, не зная о смерти художника, в Кольмар приезжает Дюрер с единственной целью его увидеть. Вазари сообщает, что Микеланджело, очарованный мастерством Шонгауэра, копировал его <Искушение св. Антония> (Лондон, Британский музей). Последователями художника в той или иной степени были Бальдунг Грин, Дюрер, Грюневальд, Босх, Гольбейн. Но их работы оказались лишь последней вспышкой искусства Шонгауэра. Рассудочная эпоха Возрождения и Реформации вскоре оставила в стороне эту пылкую и мистическую поэзию, одну из самых ярких в истории средневекового спиритуализма.

Дата публикации: 11-7-2010
Прочитано: 1419 раз
-  2  -
[<]1 |  2