Поиск по сайту


       



ЭЙК Ян ван Eyck Jan van

ок. 1390/1400 ? - 1441, Брюгге
скульптурный и декоративный характер. Датированные произведения. С 1432 одно за другим следуют датированные произведения: портрет так называемого <Тимофея> (1432, Лондон, Нац. гал.), с которым идентифицируется музыкант Жиль Бишуа, <Портрет человека в красном тюрбане> (1433, там же), чье лицо выступает из темноты. В этом портрете часто хотят видеть то автопортрет художника, то портрет его тестя, на что указывает сходство персонажа с Маргаритой ван Эйк, женой художника, изображенной на портрете из музея Грунинге в Брюгге. Тем же 1433 датируется и небольшое панно <Мадонна с младенцем> (Мельбурн, Нац. гал.), которое, вероятно, является старой репликой с несохранившегося оригинала. В 1434 художник создал один из своих шедевров - портрет четы Арнольфини (Лондон, Нац. гал.). Первый план занимают торжественные фигуры супругов, за ними виден богатый интерьер, освещенный светом, играющим на меди и стекле. Над выпуклым зеркалом за фигурами супругов, в котором отражаются их спины, можно прочитать ( <Ян ван Эйк был здесь>). В этом зеркале можно отчетливо разглядеть и два других силуэта. Один из нихмужчина, художник, который стоит как бы на месте зрителя, у входа в комнату. Эта деталь характерна для реалистического сознания и предвосхищает искусство <обманки>. В 1436 Ян ван Эйк написал портрет ювелира из Брюгге Яна де Леува (Вена, Музей истории искусств) и картину <Мадонна каноника ван дер Пале> (Брюгге, музей Грунинге) - самое большое произведение мастера после Гентского алтаря. Несмотря на торжественность сцены в церкви, сановник представлен в реалистической манере, окрашенной скрытым юмором. В 1437 были созданы два небольших произведениянезавершенная <Св. Варвара> (Антверпен, Кор. музей изящных искусств), где еще с готической тонкостью показано строительство собора, атрибута святой; и триптих <Мадонна с младенцем>, <Св. Михаил> слева и <Св. Екатерина> справа (Дрезден, Картинная гал.), который по духу близок <Мадонне каноника ван дер Пале>. В 1439 Ян ван Эйк исполнил две очень разные работы. Перваяпортрет Маргариты ван Эйк (Брюгге, музей Грунинге), написанный в половину человеческого роста. Вторая - <Мадонна у фонтана> (Антверпен, Кор. музей изящных искусств), здесь тонкий силуэт Мадонны помещен в драгоценное и чистое окружение. Наконец, возможно, в 1440/1441 Ян ван Эйк работал над <Мадонной Николаса ван Мелбеке> (Великобритания, частное собрание); картина, предназначавшаяся для ц. св. Мартина в Ипре, осталась незаконченной. Другие подлинные произведения. Наряду с произведениями, датированными благодаря излюбленной художником надписи на первоначальной раме ( <Как я сумел>), следует назвать несколько значительных работ, датировка которых менее точна. <Благовещание в церкви> (Вашингтон, Нац. гал., преждеСанкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) является, возможно, одним из самых ранних произведений художника. В нем присутствуют некоторые параллели с Гентским алтарем, но выполнено оно в более архаичной манере. Великолепный <Портрет кардинала> (Вена, Музей истории искусств), к которому сохранился подготовительный рисунок (Дрезден, Картинная гал.), сейчас уже нельзя считать портретом кардинала Альбергати, как думали прежде. Портрет Бодуана де Ланнуа (Берлин-Далем, музей) был написан после 1431. <Мадонна с младенцем>

Дата публикации: 16-7-2010
Прочитано: 1381 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4[>]