Поиск по сайту


       



ЭЛЬ Греко прозвище Доменико Теотокопули El Greco Domenikos Theotokopoulos dit

1541, Крит - 1614, Толедо
использует искусственный источник освещения, предвосхищая искания конца века. Во время своего пребывания в Италии он пишет большое количество портретов (жанр, блистательным мастером которого он стал), близких к венецианским портретам: <Джулио Кловио> (Неаполь, Каподимонте), <Дж. Б. Порта> (Копенгаген, Гос. художественный музей), <Правитель Мальты Винчентио Анастаджи> (Нью Йорк, собрание Фрик). Испанский период. Если в Италии Эль Греко оставался в тени, то в Толедо он сразу приобретает широкую известность, благодаря <Вознесению Марии>, предназначенному для главного алтаря монастыря СанДоминго эль Антигуо (1577, Чикаго, Художественный институт). Здесь сохраняется венецианское богатство колорита, а сама композиция напоминает <Ассунту> Тициана (Венеция, ц. Санта-Мария Глориоза леи Фрари), однако в плоскостности и движении уже проявляются черты маньеризма. <Троица> (Мадрид, Прадо), расположенная на аттике того же алтаря, - единственное произведение художника, чья пластичность вдохновлена Микеланджело. Но уже в сцене <Воскресения> появляется новый Эль Греко, драматичный и таинственный. Одна из лучших работ этого времени - <Эсполио> ( <Снятие одежд с Христа>, 1577-1579, Толедо, собор); ракурсные эффекты апеллируют к итальянскому искусству, но византийская по происхождению иконография, интенсивность света и багровое пятно на одеждах Христавызывают мощный взрыв эмоций. Здесь впервые появляется и характерный для Эль Греко женский образ, - удлиненное лицо, большие печальные глаза, - моделью которого, возможно, послужила жительница Толедо Херонима де лас Куэвас, жена (или возлюбленная ?) художника. В <Поклонении имени Иисуса> (Эскориал) фантастическое воображение мастера преобразует средневековые элементы. Эта композиция (некогда называвшаяся <Видение Филиппа II>), вероятно, была написана в 1578 для короля по случаю смерти его сводного брата, дона Хуана Австрийского, героя битвы при Лепанто. <Мученичество св. Маврикия> (1582, Эскориал) также было исполнено по заказу Филиппа II, но за свой ирреализм и резкий колорит не понравилось ни королю, ни клиру; с этих пор Эль Греко перестает работать для двора. Он посвящает себя, главным образом, <благочестивым картинам> ( <Св. Вероника>, Мадрид, собрание Катурла; <Стигматизация св. Франциска>, Мадрид, собрание маркиза де Пидал: <Голгофа>). <Распятие с двумя донаторами> (Париж, Лувр) предвосхищает шедевр Эль Греко: <Похороны графа Оргаса> (1586, Толедо, ц. СанТоме). В этой суровой и пышной композиции сакральный мир и мир земной объединены и представляют собой как бы образ толедского общества, - клерки, юристы, военные, - представители которого легко могли узнать себя на этом полотне. В своих портретах, исполненных в светлых и темных тонах, Эль Греко, лучше, чем другие испанские художники того времени, передает важность и благородство кастильцев ( <Портрет рыцаря с рукой на груди>, Мадрид, Прадо; <А. де Коваррубиас>, Париж, Лувр; <Хулио Ромеро со своим св. патроном>, Мадрид, Прадо). Портрет кардинала Ниньо де Гевары (НьюЙорк, музей Метрополитен), написанный в богатом колорите, сочетает в себе психологизм и торжественность великого инквизитора. В последние тридцать лет своего пребывания в Толедо Эль Греко создал новую иконографию, соответствующую предписаниям Тридентского собора: кающиеся святые, сцены Страстей, Святое Семейство, - эти темы часто повторяются

Дата публикации: 6-6-2010
Прочитано: 1249 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4[>]