Поиск по сайту


       



ЭЛЬ Греко прозвище Доменико Теотокопули El Greco Domenikos Theotokopoulos dit

1541, Крит - 1614, Толедо
в произведениях художника и его мастерской. Глубокая религиозность, материальность и гамма теплых (темнокрасных, золотистых) тонов характерны для <Несения креста> (Мадрид, Прадо; НьюЙорк, музей Метрополитен), <Кающейся Магдалины> (Будапешт, Музей изобразительных искусств). Одной из его изяюбленных тем было <Св. Семейство> (Мадрид, Прадо; Толедо, госпиталь Тавера; СантаКрус, музей). Позднее творчество. Около 1595 Эль Греко отказывается от изображения реальности и воспроизводит на холсте экстатичное богатство своего внутреннего мира. Фигуры удлиняются и утрачивают свою материальность, напоминая языки пламени, которое иногда освещает картины. Эта эволюция происходит в произведениях, написанных в 1596-1600 для коллегии Марии Арагонской в Мадриде ( <Благовещение>, Виллануэва и Гельтру, музей Балагуер; <Поклонение пастухов>, Бухарест, Нац. музей; <Крещение Христа>, Мадрид, Прадо). Вертикализм приобретает особую выразительность в алтарных картинах капеллы СанХосе в Толедо (1599; <Св. Иосиф с младенцем Христом>, <Коронование Марии>, а также <Св. Мартин и нищий>, Вашингтон, Нац. гал.). Искажение фигуры нищего и академическое изображение лошади опровергают гипотезы о том, что художника постигло безумие. Пейзаж Толедо под грозовым небом, который расположен на дальнем плане картины, будет продолжен знаменитым <Видом Толедо> (НьюЙорк, музей Метрополитен). Иногда в традиционной иконографии подчеркнута тревожность ( <Поклонение пастухов>, Мадрид, Прадо). Холодные тона, нематериальные тела и изможденные лица характерны для пяти полотен, написанных для госпиталя в Иллескасе, близ Толедо (1603-1605; <Св. Ильдефонс>, <Мадонна Мизерикордия>), в которых средневековым сюжетам придана большая экстатичность. <Молитва св. Доминика> (Толедо, собор) - одна из самых патетических работ Эль Греко, который пишет также несколько картин из истории св. Франциска ( <Св. Франциск и брат Леон>, Мадрид Прадо, Оттава, Нац. гал.; в 1609 Диего де Астор исполнил гравюру по этой картине; <Видение горящего факела>, Кадис, госпиталь Кармен; Мадрид, музей Серральбо). В своих поздних произведениях Эль Греко изображает видения, мечты или надежды; в то же время, его мастерская (в которой работал и его сын Хорге Мануэль) выполняла многочисленные заказы, более отвечающие испанскому благочестию (серия <Апостолов>, Толедо, собор и музей Эль Греко). Анатомические деформации, удлиненные фигуры, широкие мазки, свободные драпировки, - все эти черты с особой силой выразились в <Вознесении Марии>, написанном после 1607 для ц. СанВисенте (Толедо, Нац. музей). Апофеозом эльгрековской экзальтации можно считать картины <Снятие пятой печати. Сцена из Апокалипсиса> (НьюЙорк, музей Метрополитен) и <Лаокоон> (Вашингтон, Нац. гал.), единственное в творчестве художника произведение на мифологическую тематику. <Вид и план Толедо> (Толедо, музей Эль Греко), композиция которого, начиная с маленьких кубических объемов, словно предвосхищает искусство Сезанна, показывает необыкновенную твердость кисти мастера, чье последнее произведение, так и оставшееся незаконченным, - <Крещение Христа>, - исполнено для госпиталя Тавера в Толедо. Долгое творчество Эль Греко складывалось из самых разных элементов: критского наследия, уроков итальянского Возрождения и атмосферы Толедо. Забытый вплоть до конца XIX в. и заново открытый лишь <поколением 1898 года> в Испании и Морисом Барресом

Дата публикации: 6-6-2010
Прочитано: 1205 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]